Российский спутник "Луч" успешно выведен на заданную орбиту
28 ноября в 00:23 мск, состоялся успешный пуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" российским спутником "Луч" на борту. Об этом сообщает пресс-служба Роскосмоса.
Ракета-носитель "Протон-М". Фото: Роскосмос В расчетное время орбитальный блок в составе разгонного блока и космического аппарата отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Через несколько часов, в 09:26 мск, спутник "Луч" был отделен от разгонного блока и выведен на заданную орбиту.
"Луч" - российский телекоммуникационный спутник-ретранслятор, разработанный ОАО "Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева". Является спутником многофункциональной космический системы ретрансляции "Луч", в которой также работает три космических аппарата: "Луч-5А", "Луч-5Б" и "Луч-5В".
Система "Луч" предназначена для обеспечения информационного обмена с автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами, расположенными на низкой околоземной орбите высотой до 2000 километров. В первую очередь, это российский сегмент Международной космической станции.
Запуск спутника связи «Лыбидь» перенесен на начало 2015 года
Запуск украинского телекоммуникационного спутника «Лыбидь» скорее всего состоится в первом квартале следующего года. Такой срок был утверждён во время встречи 29 сентября Национального сонета Украины по вопросам телевидения и радиовещания с представителями государственного предприятия «Укркосмос» и Государственного космического агентства Украины (ГКАУ), на которой обсуждались перспективы и проблемы запуска первого украинского спутника святи. Об этом сообщается на сайте регулятора.
Впрочем, в ходе встречи было отмечено, что для реализации данной цели необходимо произвести внесение изменений в действующее законодательство. Над этим будет работать Национальный совет вместе с ГКАУ.
По результатам обсуждений стороны решили провести следующую встречу с руководителями общенациональных телерадиокомпаний, чтобы выяснить их мнение по поводу мотивационных оснований для перехода вещания на национальную спутниковую связь.
Напомним, ранее в Нацсовете заявляли о планах запуска на орбиту первого национального спутника связи к концу текущего года.
Airbus Defense and Space: запрета на поставки спутников из ЕС в РФ нет
Никаких запретов на поставки гражданских спутников связи, а также оборудования и комплектующих для их производства из Европы в Россию нет, заявил представитель Airbus Defense and Space в странах РФ и СНГ Владимир Терехов.
"В нынешней атмосфере, связанной с санкциями, я наблюдаю очень много паранойи. Где написано, что запрещено гражданские спутники связи, сделанные в Европе, поставлять в Россию? Где написано, что запрещено поставлять оборудование? Нет таких запретов", — сказал он на конференции "Космическая связь в России" SatComRus в среду.
Правительство в приказном порядке обеспечит заказы для национального спутника
Запуск украинского спутника «Лыбидь-1» запланирован на I квартал 2015 г. Такой срок согласован во время встречи членов Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания с представителями ГП «Укркосмос» и Космического агентства. Об этом сообщил глава Нацсовета Юрий Артеменко.
Новый центр управления
Изначально спутник собирались отправить на орбиту в конце этого года. Однако, по словам Артеменко, срок был перенесен в связи с тем, что «Укркосмосу» понадобилось строить новый центр управления спутником. Напомним, подготовка наземной инфраструктуры велась в Национальном центре управления и испытаний космических средств в Евпатории, однако в связи с ситуацией в Крыму украинская сторона вынуждена была решить вопрос о переносе станции управления в Киев.
Первый заместитель главы госпредприятия «Укркосмос» Юрий Балычев, говорит, что работы по сооружению станции уже близятся к концу. «В октябре 2014 г. заканчивается строительство центра управления спутником в Киеве и начнутся работы по инсталляции специального программного обеспечения. Завершить их рассчитываем в январе-феврале 2015 г.», — уточнил он. Примечательно, что новый центр «Укркосмос» строил за собственные средства, поскольку основной подрядчик — канадская компания MacDonald Dettwiler and Associates (MDA) — прекратила работу над проектом из‑за форс-мажора (ситуация в Крыму. — «Капитал»).
Сколько средств понадобилось предприятию на строительство нового центра, Балычев не стал комментировать. Отметим, что финансирование проекта «Лыбидь-1» обеспечивалось за счет кредита Канадского экспортного агентства (EDS) в $ 254,6 млн, привлеченного под гарантии правительства Украины в 2009 г.
Жесткая рекомендация
Основная задача, которая стоит перед Нацсоветом и «Укркосмосом», — найти потенциальных клиентов для национального спутника. Для этого, по словам Артеменко, нужны изменения в законодательстве. Как рассказал представитель «Укркосмоса», сейчас разработан проект постановления Кабинета министров, согласно которому все государственные компании, использующие спутниковую связь, должны будут перейти на национальный спутник. «Это не принуждение, а скорее жесткая рекомендация», — отметил Балычев. По его словам, на «Лыбидь-1», в первую очередь должны перейти государственные вещатели.
«Первый национальный телеканал (НТКУ), телеканал «Культура», Национальное радио и другие», — добавил менеджер. Кроме телерадиокомпаний, уточнил он, использовать национальный спутник должны Государственная налоговая администрация, Таможенная служба, Министерство обороны и другие ведомства. «Для всех государственных предприятий связь от национального спутника должна быть приоритетной», — резюмировал собеседник «Капитала». Он подчеркнул: приоритетной, а не обязательной, поскольку не всегда потребности госкомпаний могут совпадать по частотам и другим техническим характеристикам, предложенными нацспутником. «Но если технические характеристики совпадают, то государственные предприятия должны выбирать «Лыбидь-1». Деньги, потраченные на спутник, должны вернуться в бюджет», — подытожил Балычев.
Переманить коммерческие каналы
Еще одной статьей дохода для «Укркосмоса» могут стать коммерческие телеканалы, которые транслируются с иностранных спутников. «Заставить их мы не можем, но готовы использовать рыночный механизм», — заявил замгендиректора «Укркосмоса», добавив, что телеканалам будут предложены выгодные условия, расчет в национальной валюте и другие нюансы сотрудничества.
Завлечь коммерческие телеканалы также попытается Нацсовет. По словам главы регулятора, в ближайшее время будут проведены консультации по этому вопросу с участниками рынка. «Будем обсуждать, каким образом мотивировать руководителей украинских ТВ-каналов перейти с французского и израильского спутников на наш родной», — отметил он.
Как уже писал «Капитал», телеканалы пока не настроены на национальный спутник. По словам директора департамента дистрибьюции и развития сети вещания «1+1 медиа» Андрея Мальчевского, преждевременный разрыв существующих контрактов с иностранными спутниками чреват значительными штрафными санкциями. «Тут вопрос, как государство собирается разрешить эту проблему, ведь каналы понесут существенные убытки», — заявлял он. Директор по развитию сети и филиалов канала СТБ Геннадий Кизима отмечал, что все будет зависеть от коммерческого предложения. Сейчас по его словам, тарифы «Укркосмоса» практически ничем не отличаются от его иностранных коллег.
«Лыбидь-1» после запуска сможет транслировать 900 телеканалов стандартного качества или более 200 каналов в HD.
Япония осуществила успешный пуск ракеты-носителя "H-IIA" с метеорологическим спутником
7 октября, был осуществлен успешный пуск ракеты-носителя "H-IIA" с метеорологическим спутником "Himawari-8" на борту. Ракета стартовала в 09:16 мск с космодрома Танегасима в Японии.nbsp;Об этом свидетельствуют кадры онлайн-трансляции, проводимой Японским космическим агентством JAXA.
Космический аппарат "Himawari-8" является первым из двух геостационарных метеорологических спутников третьего поколения. Предназначен для обеспечения оперативными данными о погоде. Среди научных инструментов, на борту "Himawari-8" находится камера Advanced Himawari Imager (AHI), которая будет проводить съемку в 16 спектральных диапазонах от видимого излучения до инфракрасных диапазонов спектра. Также аппарат предназначен для мониторинга облаков, растительности, окружающей среды в целом и др. Планируемый срок службы спутника составляет 15 лет.
Так, информация об условиях на территории Японии будет обновляться каждые 2,5 минуты и обрабатываться с такой скоростью, что пользователи будут получать новую информацию о погоде почти в реальном времени без значительных задержек.
Подготовка космического аппарата «Экспресс-АМ6» к запуску ведётся в соответствии с графиком
08.10.2014 16:16 На космодроме Байконур специалисты предприятий ракетно-космической отрасли продолжают подготовку к запуску космического аппарата (КА) «Экспресс-АМ6». Телекоммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМ6», созданный специалистами ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва», был доставлен на космодром Байконур 26 мая и прошёл все необходимые автономные проверки. Накануне разгонный блок «Бриз-М» был заправлен компонентами топлива на заправочной станции и возвращён в МИК для дальнейшего проведения работ. Сегодня в монтажно-испытательном корпусе площадки 92А-50 расчёты ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва» выполнили установку космического аппарата на разгонный блок (РБ) «Бриз-М». Завтра планируется перевод сборки КА «Экспресс-АМ6» с РБ «Бриз-М» в горизонтальное положение и установки на них створок головного обтекателя. Расчеты Космического центра «Южный» ведут подготовку стартового комплекса площадки 81 космодрома к предстоящему пуску. Все работы ведутся строго по графику. Пуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и телекоммуникационным космическим аппаратом «Экспресс-АМ6» запланирован на 21 октября.
КА «Экспресс-АМ6» создан по заказу ФГУП «Космическая связь» на базе платформы тяжёлого класса «Экспресс-2000» и предназначен для обеспечения широкого спектра услуг связи и вещания на территории России. Срок активного существования космического аппарата составляет 15-летним, а полезная нагрузка включает в себя 11 антенн, 72 транспондера C-, Ku-, Ka- и L-диапазона частот.
Установлена причина аварии спутника «Экспресс AM4R»
Наблюдательный совет ILS по изучению аварий (FROB) пришёл к выводу о том, что случившаяся 16 мая авария спутника «Экспресс AM4R» произошла по причине нарушения структурной целостности крепления турбонасоса рулевого двигателя третьей ступени к несущей раме.
По результатам детального обзора отчётов, подготовленных Российской межведомственной комиссией (IAC) и центром расследований Хруничева (KhSC) о возможных причинах аварии, FROB отмечает, что потеря целостности привела к избыточной вибрации турбонасоса рулевого двигателя, которая в свою очередь стала причиной повреждения канала подвода топлива в окислитель газового генератора, результатом чего стала утечка топлива. Потеря топлива привела к преждевременному отключению турбонасоса, потере контроля над ступенью и, в конечном итоге, к аварии, которая произошла на 545 секунде полёта.
В FROB согласовали план действий, который должен выявить возможную причину поломки и найти способ устранения подобных поломок в будущем.
«Мы благодарим всех членов FROB – наших клиентов, страховых андеррайтеров, технических экспертов и всех остальных – за их добросовестный труд и потраченное время; мы будем искренне рады поддержке с их стороны в будущем», – заявил технический директор и вице-президент отдела программ и операций в ILS Джон Пальме.
Запуски ракеты-носителя «Протон» возобновились 28 сентября, произведя пуск космического аппарата «Луч» по поручению Федерального правительства России.
Запуск спутника "Экспресс-АМ6" запланирован на 21 октября
На 21 октября назначен запуск с космодрома "Байконур" ракеты-носителя "Протон" со спутником связи "Экспресс-АМ6".
Как сообщают специалисты Роскосмоса, сборка ракеты-носителя "Протон-М" для запуска спутника связи "Экспресс-АМ6" завершена. Это будет второй пуск ракеты "Протон" после майской аварии, когда на орбиту не был выведен самый мощный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р". Первый "послеаварийный" запуск состоялся в сентябре.
На сей раз ракета "Протон" должна вывести на орбиту телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ6". Он создан в ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева на базе платформы тяжелого класса "Экспресс-2000". Аппарат предназначен для обеспечения широкого спектра услуг связи и вещания на территории России. Его полезная нагрузка включает в себя 11 антенн, 72 транспондера C-, Ku-, Ka- и L-диапазона частот. Планируется, что спутник будет работать в космосе не менее 15 лет.
Подконтрольный "Газпрому" спутниковый оператор "Газпром космические системы" (ГКС) хочет стать полноправным участником федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы".
Сейчас оператор участвует в программе де-факто, сдавая в аренду свои спутники для компенсации потери трех аппаратов ФГУП "Космическая связь". ФЦП предусматривает финансирование из бюджета строительства космических аппаратов на 13 млрд руб. В ГКС уверяют, что хотят попасть в ФЦП для упрощения привлечения денег на рынке, а не из бюджета. Но участники рынка полагают, что конкуренция между двумя операторами все же может возникнуть.
На заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по телекоммуникациям и информационным технологиям в начале октября компания "Газпром космические системы" предложила внести ее в число основных разработчиков ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы" и раздела "Механизация реализации и управления программой", а также добавить принадлежащие ей спутники "Ямал" на внебюджетной основе в раздел "Создание многофункциональных космических аппаратов, в том числе для телерадиовещания". Об этом "Ъ" рассказал участник рынка и подтвердили в ГКС. В заседании участвовали глава Минкомсвязи Николай Никифоров и его заместитель Дмитрий Алхазов.
В текущей редакции ФЦП в разделе основных разработчиков программы и исполнителей запланированных ею мероприятий из спутниковых операторов числится лишь ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). В рамках ФЦП должны были быть созданы космические аппараты "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8" стоимостью более 25 млрд руб., из которых бюджетное финансирование — 13 млрд руб.
Практически с начала реализации программы появились проблемы со спутниковой группировкой. Весной 2009 года был отключен спутник "Экспресс-АМ2", работавший на орбитальной позиции 80 градусов восточной долготы. Запустить ему на замену "Экспресс-АМ4" в 2011 году не удалось. В мае текущего года также был утерян и "Экспресс-AM4R", который должен был встать в ту же позицию. "ГКС уже около двух лет предоставляет мощности для вещания мультиплексов (пакет цифровых каналов, вещающих на одной частоте.— "Ъ"). Сейчас ФЦП корректируется, поэтому мы попросили зафиксировать в ней то, что и так де-факто существует. Мы хотим, чтобы для двух российских операторов существовали равные условия",— пояснил заместитель гендиректора ГКС Игорь Кот. Он заверил, что компания не претендует на бюджетное финансирование, но отметил, что официальный статус должен упростить заимствования.
Сейчас у ГКС три спутника "Ямал", к 2020 году их количество возрастет до пяти, компания заинтересована использовать их в федеральных программах. Заместитель гендиректора ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (оператор наземного сегмента государственной теле- и радиовещательной сети) Виктор Пинчук подтвердил, что предприятие использует спутники ГКС. В то же время он отметил, что для заключения договора с компанией она необязательно должна значиться в ФЦП. В Минкомсвязи отказались от комментариев.
Став участником ФЦП, ГКС сможет претендовать на геостационарную позицию 80 градусов, закрепленную сейчас за ГПКС, предположил один из участников рынка. "Это одна из двух ключевых позиций, вторую — 90 градусов — и так занимает спутник ГКС. Эти позиции позволяют соединить любые точки в России без посредников на земле, что снижает стоимость передачи сигнала",— поясняет собеседник "Ъ". Но бывший замглавы Минкомсвязи, глава совета директоров "НТВ плюс" Алексей Малинин сомневается, что ГКС может претендовать на позицию 80 градусов. "Государство возлагает определенные задачи на ГПКС, чтобы отнять у предприятия позицию, оно должно полностью разочароваться в его возможностях",— полагает он. Представитель ГПКС Денис Сухоруков не слышал об инициативе ГКС. По его словам, предприятие полностью выполняет обязательства по ФЦП. "Первый спутник "Экспресс-АМ5" уже работает в интересах потребителей Дальнего Востока и Сибири. "Экспресс-АМ6" планируют запустить 21 октября нынешнего года, "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8" — в первом квартале 2015 года",— рассказал Денис Сухоруков.
Спутники Intelsat 30/DLA-1 и Arsat-1 успешно выведены на орбиту
В четверг с космодрома во Французской Гвиане в космос отправилась ракета Ariane-5, несущая на борту два коммерческих спутника – Intelsat-30/DLA-1 и Arsat-1, предназначенных для трансляции телепрограмм на страны Латинской Америки компаниями Intelsat, DirecTV и Аргентинской национальной телекоммуникационной компанией.
Стартовав в 21:43:52 по Гринвичу с Космического центра в Гвиане – расположенного на северо-восточном побережье Южной Америки и обслуживаемого европейцами, спутники взяли курс на геостационарную орбиту. Стоит отметить, что старт был отложен на 44 минуты из-за шторма, бушевавшего в окрестностях космопорта.
Выход спутника Intelsat-30/DLA-1, расположенного в верхнем отсеке двойного транспортного модуля ракеты Ariane-5, произошёл на 28 минуте после запуска. Спустя несколько минут после этого ракета отбросила крышку, выпустив в космос меньший по размеру спутник Arsat-1.
Сообщение об успешном выходе спутников в космос сотрудники отдела управления полётами Космического центра в Гвиане встретили бурными аплодисментами, а инженеры, работавшие над проектом Arsat-1 – первым геостационарным телекоммуникационным спутником, изготовленным в Аргентине – снимались для видеохроники с аргентинским флагом в руках.
Стефан Исраэль, председатель правления и генеральный директор французской компании Arianespace, обслуживающей космические запуски, заявил об очередной безупречно проведённой миссии, которая довела число успешных стартов ракеты Ariane до 62.
Диспетчеры из наземной службы подтвердили факт получения сигналов от обоих спутников спустя несколько минут после запуска, что является сигналом того, что оба аппарата вышли в космос без каких-либо технических проблем.
Произведённый компанией Space Systems/Loral спутник Intelsat-30 весом в 6320 кг должен был раскрыть две солнечные батареи спустя примерно три часа после запуска, а затем привести в действие специальные двигатели, чтобы в течение недели достичь плановой круговой геостационарной орбиты.
После развёртывания антенн и нескольких недель орбитальных испытаний аппарат, по словам официальных представителей Intelsat, займёт постоянное место на орбите в позиции 95° западной долготы, где будет введён в эксплуатацию в конце ноября.
Спутник Intelsat-30 имеет на борту 72 транспондера Ku-диапазона, 10 транспондеров C-диапазона и предназначен для работы на орбите в течение 15 лет – в паре с принадлежащим Intelsat спутником Galaxy-3C, обеспечивая вещание на Латинскую Америку.
Компания DirecTV Latin America уже арендовала на новом спутнике ёмкость в Ku-диапазоне, чтобы обеспечить возможность приёма программ DTH-платформы 18 миллионов своих абонентов в странах Центральной и Южной Америки, а также Карибского бассейна.
Запущенный в четверг на орбиту спутник Arsat-1 весом почти в 3000 кг является первым мощным спутником связи, который был построен в Аргентине.
«После семи лет работы над проектом и многих часов совместных усилий сплочённой команды первый аргентинский телекоммуникационный спутник отправился в космос», – заявил Матиас Бианчи, глава аргентинской национальной телекоммуникационной компании Arsat, являющейся оператором спутника Arsat-1.
Как сообщалось ранее, стоимость производства спутника Arsat-1 составила 300 миллионов долларов. Он снабжён 24 транспондерами Ku-диапазона, которые, по информации Arsat, будут использоваться для передачи телевизионного сигнала, данных, голосовой связи и интернет на территории Аргентины, Чили, Парагвая, Уругвая, а также частично Боливии и Бразилии.
Телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ6" вышел на расчетную орбиту. Ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" успешно стартовала с космодрома Байконур в 19:09 по московскому времени.
О запуске аппарата сообщила вчера пресс-служба Минкомсвязи России. Сегодня утром в 4:31 спутник штатно отделился от разгонного блока на целевой орбите, отмечает пресс-служба Роскосмоса. После этого он в течение двух месяцев займет заданную орбитальную позицию 53° в.д. В этой точке стояния "Экспресс-АМ6" обеспечит покрытие европейской части России, Урала и Западной Сибири, а также стран Ближнего Востока, Европы и Африки.
После завершения летных испытаний и проверки всех бортовых систем космический аппарат будет введен в эксплуатацию до конца I квартала 2015 г.
Телекоммуникационный космический аппарат "Экспресс-АМ6" создан специалистами ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС) по заказу оператора спутника ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). Он предназначен для предоставления услуг цифрового телевидения, телефонии, видеоконференций, VSAT-сети, доступа в Интернет, передачи данных для пользователей европейской части России и Западной Сибири, стран Центральной Европы и Ближнего Востока.
Мощность спутника – 14 кВт, срок активного существования – 15 лет, точка стояния – 53° в.д. На нем установлено 14 транспондеров C-диапазона, 44 – Ku-диапазона, 12 – Ka-диапазона и два – L-диапазона. Общий ресурс транспондеров - более 2700 МГц. Аппарат застрахован компанией "Ингосстрах" на 5,5 млрд руб..
Регулятор рассчитывает, что спутник позволит создать дополнительную инфраструктуру, чтобы обеспечить население западных регионов страны доступным многопрограммным цифровым теле- и радиовещанием, включая телевидение высокой четкости.
Запуск "Экспресса-АМ6" вместе с "Экспрессом-АМ5", "Экспрессом-АТ1" и "Экспрессом-АТ2" был запланирован еще в 2012 г., но из-за производственных задержек со стороны ИСС был перенесен на 2013 г.: "Экспресс-АМ5" – на июнь, "Экспресс-АМ6" – на июль, а "Экспресс-АТ1" и АТ2 должны были стартовать в IV кв.
Однако из-за июльской аварии ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" на борту запуск АМ5, АМ6, АТ1 и АТ2 был отложен. До вчерашнего дня АМ6 оставался единственным не взлетевшим аппаратом, остальные успешно вышли на орбиту.
3 декабря 2013 г. правительство РФ приняло решение о создании Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) и глубокой реформе всей спутниковой отрасли. В рамках этого распоряжения Минкомсвязи России разрабатывает "одноканальную" схему финансирования всего цикла работ по созданию, запуску и использованию космических аппаратов. "Одноканальная" схема предполагает приоритет российских инженеров, предприятий, космических аппаратов и запусков над зарубежными, а также экспансию России в пятерку мировых лидеров по доле спутниковых услуг связи и вещания.
Американский эксперт обнаружил российский спутник «Экспресс-АМ6» на нерасчетной орбите
На сайте американского эксперта в области космонавтики Джонатана Макдауэлла размещены уточненные данные о параметрах орбиты российского космического аппарат связи «Экспресс-АМ6», запущенного с Байконура 21 октября с помощью ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М».
Эксперт, который, как правило, ссылается на данные командования воздушно-космической обороны Северной Америки (North American Aerospace Defense Command, NORAD), сообщил, что фактическая орбита спутника «Экспресс-АМ6» имеет наклонение 0,7 градуса, высота в перигее — 31 307 км, высота в апогее — 37 784 км, период обращения аппарата — 1373,2 мин.
По данным из открытых источников, разгонный блок «Бриз-М» производства космического центра имени Хруничева должен был вывести «Экспресс-АМ6» на расчетную орбиту с другими параметрами: наклонение — 0,18 град. +/-0,2 градуса; перигей — 33 799 км; апогей — 37 787 км; период обращения — 1436,1 мин +/-9,2 мин. Это означает, что, по данным эксперта, разгонный блок не смог вывести спутник на нужную орбиту. Фактическая орбита имеет другое наклонение, а перигей — более чем на 2000 км ниже расчетного значения.
Комментируя данную ситуацию, информированный источник в ракетно-космической отрасли сообщил «Интерфакс-АВН», что запас топлива, имеющийся на борту «Экспресс-АМ6», позволит аппарату выйти на целевую орбиту самостоятельно. «Правда, дополнительный маневр может съесть часть 15-летнего гарантийного срока активного существования аппарата», — сказал собеседник агентства. По его словам, фактические параметры орбиты говорят о том, что «Бриз-М» «сработал не совсем чисто».
На прошлой неделе заказчик спутника ФГУП «Космическая связь» отчитался, что «Экспресс-АМ6» выведен на целевую орбиту. Планировалось, что аппарат в течение трех-четырех месяцев выйдет в свою точку на геостационарной орбите 53 град. в. д. Спутник «Экспресс-АМ6» позволит создать дополнительную инфраструктуру для обеспечения населения западных регионов страны доступным многопрограммным цифровым теле- и радиовещанием, включая телевидение высокой четкости.
16 мая при запуске был потерян спутник «Экспресс-АМ4Р», который стоил около 150 млн евро (7,135 млрд руб.). Погибший спутник был основным при переходе на цифровое телевидение в России, но авария не повлияет на сроки реализации программы по переходу на цифровое вещание, говорил ТАСС Виктор Пинчyк, замгендиректора Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС, отвечает за инфраструктуру цифрового ТВ). Если бы запуск был успешным, этот спутник позволил бы развернуть резервную систему спутникового вещания. После гибели «Экспресс-АМ4Р» пришлось сместить точку стояния «Экспресс-АМ6».
Европейский спутник связи Astra 2G доставлен на Байконур
Телекоммуникационный космический аппарат Astra 2G, изготовленный Airbus Defence and Space (подразделением европейской группы компаний Airbus Group) по заказу оператора спутниковой связи SES (Люкскембург), доставлен из Тулузы (Франция) на космодром Байконур для подготовки к запуску.
Шести тонный геостационарный спутник Astra 2G будет выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М». Запуск должен состояться в ноябре текущего года. Это будет 400–ый космический запуск, осуществленный с помощью ракеты-носителя «Протон», сообщает пресс-служба ГКНПЦ имени М.В. Хруничева.
Транспортный самолет с космическим аппаратом и наземным вспомогательным оборудованием (НВО) на борту приземлился в аэропорту «Юбилейный» космодрома сегодня утром.
Через несколько часов, после проведения таможенной проверки и разгрузки в аэропорту назначения, контейнер с космическим аппаратом и НВО по внутренней железнодорожной ветке космодрома доставят в монтажно-испытательный корпус (МИК) площадки 92А-50 космодрома. Космический аппарат установят в стенд в чистовой камере МИКа, где в ближайшие дни начнутся его автономные испытания. Они включают серию функциональных и электрических проверок, а также заправку аппарата компонентами топлива.
Контракт на использование ракеты-носителя «Протон–М» для запуска космического аппарата Astra 2G заключен компанией International Launch Services Inc. Контрольный пакет акций в ILS принадлежит ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева», разработчику и изготовителю ракеты–носителя «Протон» и разгонного блока «Бриз-М».
Довыведение на геостационарную орбиту спутника «Экспресс-АМ6», а также проведение его летных испытаний планируется завершить к 1 июля 2015 г.
Об этом сообщает пресс-служба ГПКС. Напомним, запущенный 21 октября спутник связи и вещания «Экспресс-АМ6» будет размещен в орбитальной позиции 53° в.д. и обеспечит покрытие Европейской части России, Урала и Западной Сибири, а также стран Ближнего Востока, Европы и Африки. Он изготовлен по заказу ГПКС российским производителем ОАО «ИСС им. М.Ф. Решетнева» совместно с канадской компанией MDA и ФГУП «НИИР». Спутник создан на базе негерметичной платформы тяжелого класса «Экспресс-2000», оснащен 72 транспондерами C-, Ku-, Ka- и L- диапазонов (общий ресурс более 2700 МГц).
«Экспресс-АМ6» создан в соответствии с ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.» и, по словам Юрия Прохорова, генерального директора ГПКС, с его помощью будет решаться первоочередная задача по распространению программ общероссийского телевидения на территории от Калининграда до Иркутска. Первый спутник «Экспресс-АМ5», изготовленный в рамках этой же ФЦП и запущенный в декабре 2013 г., уже работает в интересах потребителей Дальнего Востока и Сибири. В то же время, возможности этих аппаратов позволяют обеспечить, помимо цифрового телерадиовещания, широкий спектр услуг – и через «Экспресс-АМ5» с середины этого года операторы наземных сетей спутниковой связи начали предоставлять услуги СШПД Ku-диапазона, а с января 2015 г. планируют начать предоставление услуг широкополосного доступа в Ka-диапазоне.
По сообщению пресс-службы ОАО «Российские космические системы» (РКС), после успешного выхода аппарата на расчетную орбиту и прохождения команды его отделения от разгонного блока «Бриз-М», автоматически включилась бортовая аппаратура командно-измерительной системы (КИС) и наземный комплекс управления (НКУ) КА «Экспресс-АМ6», разработанные специалистами РКС. С этого момента и на протяжении всего 15-летнего эксплуатационного периода КИС и НКУ будут в режиме непрерывного наблюдения 24 часа в сутки обеспечивать управление спутником и позволят следить за его работой в космосе. НКУ и КИС позволяют отслеживать корректное раскрытие солнечных батарей, включение и функционирование системы ориентации, работу телекоммуникационных систем спутника, а также контролировать полноту приема и передачи сигналов. С помощью этого оборудования программы могут по радиолинии выдавать управляющее воздействие на космический аппарат в виде разовых команд и в формате массивов командно-программной информации. Наземный комплекс осуществляет также измерение текущих навигационных параметров движения «Экспресс-АМ6». По данным РКС, длительный срок активности бортовой аппаратуры командно-измерительной системы «Экспресс-АМ6» обеспечивается применением сложных технологических решений. Такая же КИС уже работает на КА «Экспресс-АМ5» и будет установлена на «Экспресс-АМ8», запуск которого запланирован на следующий год.
Еще одно новшество, объединяющее «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ-6», -- применение производителем платформы технологии довыведения космического аппарата при помощи собственной электрореактивной двигательной установки, позволяющей выводить на орбиту спутники с массой, превышающей энергетические возможности ракеты-носителя. По данным ОАО «ИСС им. М.Ф. Решетнева», в составе платформы спутника, выведенного на орбиту, использован ксеноновый бак высокого давления новой конструкции. Он позволит не только гарантировать 15-летний срок активного существования космического аппарата на орбите, но и повысить его технический ресурс.
Российский оператор ФГУП «Космическая связь» и немецкая компания Romantis начинают совместный проект по предоставлению услуг телевизионного вещания в Африканском регионе.
ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) совместно с компанией «Романтис ГмбХ» создают новую технологическую телевизионную платформу для Африки. Комплексная услуга телевизионного вещания позволит существующим и новым вещательным компаниям создавать и распространять национальные и региональные телевизионные программы на всей территории африканского континента. Совместное решение будет включать в себя использование нового российского спутника связи и вещания «Экспресс-АМ6», выведенного на орбиту 21 октября 2014 года, и немецкого телепорта VicusLuxLink.
«Это первый проект в африканском регионе на базе нового космического аппарата «Экспресс-АМ6», принадлежащего ГП КС, и мы особенно рады, что он реализуется совместно с одним из наших ведущих партнеров, компанией «Романтис». В соответствии с нашими планами, после введения спутника в коммерческую эксплуатацию в июле 2015 года, мы начнем оказывать услуги телевизионного вещания на очень интересном для нас Африканском рынке, при этом вещательные компании получат готовое решение по организации такой услуги» – отметил Генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров.
«Мы ценим наше долголетнее успешное партнерство с ГП КС, особенно в области телевизионного вещания, как очень важную часть бизнеса компании «Романтис». Запуск нового спутника ГП КС, емкость которого будет использоваться для предоставления услуг на территории Европы, Ближнего Востока и Африки, выведет бизнес-партнерство ГП КС и «Романтис» на новый уровень»: – сказал Харальд Штанге, Генеральный директор компании «Романтис ГмбХ».