Через два года в мире будет работать 12 каналов в формате Ultra HD
Ганс-Питер Шмитт, представляющий компанию Eutelsat Germany, считает, что в 2016 году по всему миру будет насчитываться 12 телеканалов, вещающих в стандарте Ultra HD с различных спутников. Об этом пишет портал Broadband TV News.
С тех пор как в январе 2013 года спутниковый оператор Eutelsat запустил трансляцию первого Ultra HD канала, события развивались достаточно стремительно.
«Развитие данного стандарта вещания идёт гораздо более быстрыми темпами, чем это было в случае с HD. Вещание в 4К/Ultra HD уже осуществляется в сетях эфирного телевидения и предложениях IPTV-операторов», – говорит господин Шмитт.
Движущих сил, помогающих развитию стандарта 4К, в мире много – в частности, это производители оборудования и обладатели прав на контент. Наибольшее продвижение в этом направлении наблюдается в странах Азии и Северной Америки, Европа же пока немного отстаёт.
По мнению господина Шмитта, операторы платного спутникового телевидения станут именно теми первопроходцами, которые предложат Ultra HD контент на регулярной основе в составе своих пакетов.
Телевидение сверхвысокой чёткости (Ultra High Definition Television (UHDTV) или Ultra HDTV, также Ultra High Definition Video (UHDV)) включает в себя 4K UHDTV (2160p) и 8K UHDTV (4320p) два цифровых формата предложенных NHK Science & Technical Research Laboratories и принятых Международным союзом электросвязи в августе 2012 года как Рекомендация BT.2020. Японская телекомпания NHK реализовала на практике систему в формате 7680×4320.
Минимальное разрешение UHDTV — 3840 × 2160 пикселей (8.3 мегапикселя). UHDTV предусматривает до 33 млн элементов изображения с максимальным разрешением до 7680 x 4320. Для сравнения, кадр формата HDTV в максимальном качестве состоит из 2 млн пикселей (1920 x 1080), а классический телевизионный стандарт эквивалентен около 400 тыс. пикселей (720 x 576).
4K UHDTV (2160p) имеет разрешение 3840 × 2160 (8.3 мегапикселя).
8K UHDTV (4320p) имеет разрешение 7680 × 4320 (33,2 мегапикселя). Разрешающая способность этого стандарта считается приблизительно равной разрешению кинопленки IMAX и по информационной емкости примерно в 16 раз превосходит стандартное телевидение высокой четкости HDTV. История
Первая единая мировая рекомендация МСЭ-Р BT.1201 о системах передачи изображений сверхвысокой чёткости была разработана в 1994 году. В 2007 году Общество инженеров кино и телевидения выпустило Стандарт 2036 для UHDTV. Было определено два уровня для UHDTV, которые называются UHDTV1 (3840 × 2160 или 4K UHDTV) и UHDTV2 (7680 × 4320 или 8K UHDTV). До 2011 года в UHDTV допускалась частота кадров 24, 25, 50 и 60 кадров в секунду.
Первоначально, исследователи компании NHK должны были строить свой собственный прототип UHDTV с нуля. С помощью системы, продемонстрированной в сентябре 2003 года, где был использован массив из 16 регистраторов HDTV, было захвачено 30-минут тестового видеоматериала. Сама камера была построена из четырех 2,5-дюймовых (64 мм) ПЗС-матриц, каждая с разрешением лишь 3840 × 2048. Было использовано две ПЗС-матрицы для зеленого цвета и по одной для красного и синего, затем использовался метод пространственного смещения пикселей, чтобы довести разрешение до 7680 × 4320. Система была продемонстрирована на выставках ЭКСПО-2005, Aichi, Япония, конференциях NAB 2006 и NAB 2007 в Лас-Вегасе, на IBC 2006 и IBC 2008 в Амстердаме, и CES 2009. Окончательная цель состоит в том, чтобы UHDTV стало доступно в домах потребителей, хотя сроки этого колеблятся от 2015 до 2020 года, но в Японии и Китае это может произойти уже в 2013-2014 годах.
В ноябре 2005 года NHK продемонстрировала прямую трансляцию программы UHDTV на расстояние 260 км по волоконно-оптической линии связи. с использованием спектрального уплотнения каналов DWDM. Была достигнута скорость передачи данных 24 Гбит/с с применением в общей сложности 16 спектральных каналов.
31 декабря 2006 года NHK продемонстрировала прямую трансляцию на 450 дюймовом (11,4 м) экране в Осаке ежегодного музыкального шоу Kōhaku Uta Gassen из Токио по IP. Был использован кодек, разработанный NHK, для сжатия видеопотока с 24 Гбит/с до 180-600 Мбит/с и сжатия звука с 28 Мбит/с до 7-28 Мбит/с. Для 20 минут несжатого видео требуется примерно 4 ТБ дискового пространства. В другой закрытой демонстрации NHK сигнал UHDTV был сжат кодером MPEG2 до 250 Мбит/с.
В 2008 году Aptina Imaging заявила о выпуске нового КМОП-сенсора, специально разработанного для проекта UHDTV NHK. Во время IBC 2008 NHK (Япония ), RAI (Италия), BSkyB, Sony, Samsung, Panasonic Corporation, корпорация Sharp и Toshiba (с различными партнерами) продемонстрировали первую в истории публичную прямую трансляцию UHDTV из Лондона до места проведения конференции в Амстердаме.
29 сентября 2010 года NHK записали выступление группы The Charlatans в Великобритании в формате UHDTV, и затем провели трансляцию через интернет в Японии.
19 мая 2011 года компания Sharp представила ЖК-дисплей с 85-дюймовой матрицей Super Hi-Vision. Разрешение дисплея равно 7680 x 4320 пикселей (примерно 33 Мегапикселя).
23 февраля 2012, NHK сообщил, что в университете Shizuoka разработали датчик 8K, который может снимать видео со скоростью 120 кадров в секунду.
В апреле 2012 года, NHK (в сотрудничестве с Panasonic) представила 145 дюймовый (370 см) дисплей (7680 × 4320 при 60 кадрах в секунду), которая имеет разрешение 33,2 миллиона квадратных пикселя размером 0.417 мм.
В апреле 2012 года четыре основные Корейских телекомпании наземного вещания (KBS , MBC, SBS, и EBS) объявили, что в будущем начнут тестовые трансляции UHDTV на 66 канале в Сеуле. На тот момент технические детали UHDTV еще не были определены. LG Electronics и Samsung будут также участвовать в тестовой трансляций UHDTV.
В мае 2012 года, NHK показал первую плечевую камеру сверхвысокой четкости.
Также в мае 2012 года, NHK представила систему формирования изображений, разработанную совместно с университетом Shizuoka, который выдает 33,2 мегапиксельной видео с частотой кадров 120 кадров в секунду и с глубиной цвета 12 бит. С выхода КМОП-матрица поступает около 4 млрд. пикселей в секунду, скорость передачи данных достигает 51,2 Гбит / с, поэтому для обработки данных был разработан быстрый аналого-цифровой преобразователь, а затем высокоскоростные выходные цепи распределяют полученный цифровой сигнал между 96 параллельными каналами.
Во время летних Олимпийских играх 2012 в Великобритании, формат был публично продемонстрирован крупнейшей телекомпанией мира BBC, которая установила 15-метровые экраны в Лондоне, Глазго и Брэдфорде, чтобы позволить зрителям оценить уникальное зрелище игр в сверхвысокой четкости.
31 мая 2012 года Sony выпустила VPL-VW1000ES 4K 3D-проектор, первый в мире потребительский проектор с поддержкой системы 4K UHDTV и 3D-технологии с затворными очками по цене $ 24,999.99.
22 августа 2012, LG анонсировала первый в мире 3D телевизор с поддержкой системы 4K UHDTV.
23 августа 2012 года UHDTV был официально утвержден в качестве стандарта Международным союзом электросвязи (МСЭ), стандартизация разрешений 4K и 8K в Рекомендации МСЭ-R BT.2020 (Rec. 2020).
15 сентября 2012, Дэвид Вуд, заместитель директора департамента Технологий и Развития Европейского вещательного союза (возглавляет рабочую группу МСЭ, которая создала Rec. 2020), рассказал, что Корея планирует начать испытание трансляции 4K UHDTV в следующем году. Вуд также отметил, что многие вещатели имеют мнение, что переход от HDTV к 8K UHDTV слишком большой прыжок и что было бы лучше начать с 4K UHDTV. В той же статье Масакадзу Иваки, старший менеджер NHK Research, сказал, что NHK планирует вещать в 8K UHDTV по экономическим причинам, так как это позволит избежать дополнительного перехода от 4K до 8K UHDTV UHDTV.
18 октября 2012 года Ассоциация производителей бытовой электроники (Consumer Electronics Association, CEA) объявила, что голосованием Совета лидеров отрасли СЭА единогласно принят термин «Ultra High-Definition» или «Ultra HD», который будет использован для дисплеев, проекторов и телевизоров с разрешением не менее 8 мегапикселей. Минимальные технические требования для получения логотипа «Ultra HD» включают: разрешение экрана не менее 3840 пикселей по горизонтали и не менее 2160 по вертикали, наличие хотя бы одного цифрового входа с поддержкой видеосигнала с разрешением 3840 × 2160 пикселей и соотношение сторон экрана 16×9. Super Hi-Vision Камера NHK UHDTV
Компания NHK (Япония) разработала формат вещания Super Hi-Vision с поддержкой разрешения 8K UHDTV и 22.2-канальным звуком.
Основные спецификации формата Super Hi-Vision:
Разрешение: 7680 × 4320 пикселей (16:9) (около 33 мегапикселей) Глубина цвета: 10/12 бит на канал Цветовое пространство Rec. 2020 Частота кадров: 60/120 кадров/с. (Прогрессивная развертка) Звук: 22.2 канальный 9 — на уровне выше ушей (верхний уровень) 10 — на уровне ушей (средний уровень) 3 — на уровне ниже ушей (нижний уровень) 2 — НЧ эффекты Полоса пропускания: 21 ГГц диапазон частот 600 Мгц, 500~6600 Мбит/с полоса пропускания
При кадровой частоте 60 кадров в секунду, час несжатого видео в формате UHDTV занимает около 25 терабайт, однако, используя алгоритмы сжатия, можно уменьшить размер до 300 гигабайт. Предполагается, что UHDTV-изображение будет проецироваться на экран с диагональю до 11,4 м. Главными трудностями при разработке станут камера для записи и оборудование, способное передать несжатый поток данных на скорости 24 гигабита в секунду.
Основным разработчиком нового видеоформата является японская государственная телекомпания NHK. Определяющей целью работы над стандартом является достижение полного сенсорного погружения в происходящее на экране. По крайней мере, именно этого стремятся достигнуть в итоге разработчики.
Японское правительство намерено совместно с частными компаниями разработать стандарт видео сверхвысокой чёткости, передаёт AFP со ссылкой на местные СМИ. Власти планируют сделать стандарт международным и использовать его для вещания в 2015 году.
Не менее важным параметром нового UHDTV-стандарта является динамический диапазон изображения, то есть контрастное соотношение. Человеческий глаз способен чувствовать контраст между самым ярким белым и самым тёмным цветами приблизительно 100000 к 1. Технология UHDTV уже сегодня позволяет достигнуть 100 градусов угла обзора. Кроме того, при разработке UHDTV учёные компании NHK сосредоточились и на достижении качественного звукового представления. Новый стандарт звука был назван 22.2. Десять динамиков должны находиться на уровне ушей, девять уровнем выше и три уровнем ниже. Также два динамика будут отвечать за воспроизведение низкочастотных эффектов. Подобная звуковая система находится далеко за рамками современных 5.1 и 7.1 систем многоканального звука.
Области применения UHDTV, по словам ученых NHK, различны (Цифровой кинематограф, медицина, образование, искусство). Реальные тестовые показы возможностей UHDTV уже были проведены несколько раз. Самыми яркими стали показ UHDTV на выставке в Японии в 2005 г., когда технологию в действии увидели 1,5 миллиона посетителей, и представление демонстрационной UHDTV-системы на Международном конгрессе по вопросам телевещания (IBC) в Амстердаме (Голландия) в сентябре 2006 г. Однако, пока UHDTV пригодна только для использования в кинотеатрах
Вещатели из Чехии и Словакии начали тестовые трансляции в Ultra HD
Компании SES, Česká Televize (ČT), RTVS и České Radiokomunikace объявили о том, что они начали тестовые трансляции программы в стандарте Ultra HD через принадлежащий SES спутник ASTRA 3B.
Компания ČT - провайдер общественного телевидения Чехии и общественный вещатель Словакии – компания RTVS совместно с ведущим чешским провайдеррм цифровой инфраструктуры České Radiokomunikace запускают первое экспериментальное телевещание в стандарте Ultra HD через спутник ASTRA 3B, находящийся в орбитальной позиции 23.5° восточной долготы.
Компании ČT, RTVS, České Radiokomunikace и ряд других ведущих игроков вещательных отраслей Чехии и Словакии являются членами форума Ultra HDTV Forum. Основной задачей форума, созданного в октябре 2013, является изучение производства и дистрибуции Ultra HD контента на территории Чехии и Словакии. Компания SES также недавно стала членом форума Ultra HDTV Forum.
Технические параметры для приёма открытого вещания демо-канала в Ultra HD:
Спутник: Astra 3B Орбитальная позиция: 23.5° восточной долготы Частота: 11,778.050 МГц Поляризация: вертикальная Скорость потока: 27.5 Mbit/s FEC 9/10
ESOA и EBU: «Эра UHD требует от нас перехода к гибридным технологиям»
Ведущие представители спутниковой и вещательной отрасли Европы призвали коллег к действиям и решениям, которые позволили бы теснее интегрировать в техническом плане спутниковые и наземные вещательные системы ради лучшего обслуживания потребителей в свете наступления новой цифровой эры Ultra-HD.
Выступая в рамках организованных Европейской ассоциацией спутниковых операторов (ESOA) и Европейским вещательным союзом (EBU) дебатов на тему «Инновации, Эволюция и Конвергенция: предоставление доступа к видео «нового поколения» в любое время, в любом месте и на любых устройствах, заместитель генерального директора DG Connect Роберто Виола заявил, что Ultra-HD видео, безусловно, является ключевым фактором, который обеспечит дальнейший спрос пользователей. «Спутниковое и наземное эфирное вещание являются наиболее эффективными способами его доставки на широких территориях. Я надеюсь, что жители Европы скоро станут свидетелями появления конвергентных решений, которые смогут объединить спутниковые и наземные технологии, позволяющие использовать высокоскоростные интернет-приложения и предоставлять услуги видео высокой чёткости».
В ESOA и EBU отмечают, что объёмы IP-траффика будут расти и далее, с появлением новых видео-приложений и служб, а также с появлением видео сверхвысокого качества. Эти тенденции станут движущими силами для спроса пользователей на возможность получения большего количества данных в любое время, в любом месте и на любом устройстве.
По мнению ассоциаций, для доставки видео абонентам по всему земному шару потребуется передавать несколько зетабайтов данных в год. Для предоставления пользователям качественного и доступного и беспроблемного обслуживания европейские эксперты предлагают, чтобы ЕС проводил целостную политику, которая бы использовала сильные стороны всех средств доставки и технологий.
«Зритель уже привык к видео высокой чёткости – как по телевизору, так и в Интернете. Но сегодняшние возможности интернета таковы, что 45% европейских зрителей пока пребывают за бортом HD видео. Без использования гибридных решений, которые объединят наземные и спутниковые технологии, 80% зрителей будут лишены возможности смотреть Ultra-HD видео. Целью проводимой политики должно стать преобразование отдельных сетей и инфраструктуры доставки для создания пользовательских гибридных сетей, которые смогут обеспечить высокую скорость, а также надёжные и доступные услуги в любое время и в любом месте в режиме фиксированной и мобильной связи. Это единственный способ спасти пользователей от угрозы нового цифрового разделения», - комментирует генеральный директор Eutelsat и председатель правления ESOA Мишель де Розен.
Открывая специальное мероприятие в Европарламенте, генеральный секретарь ESOA Арти Холла заметил, что плееру BBC iPlayer уже исполнилось семь лет, и несмотря на его высокую популярность, использование iPlayer для просмотра контента BBC составляет всего 3%: «В наземных широкополосных сетях уже доминирует видео по запросу. Спутник может обеспечить развитие передовых технологий просмотра видео – будь то прямые трансляции или видео по запросу, объединив возможности обычного спутникового вещания с интеллектуальным спутниковым кешированием. Новый состав Еврокомиссии должен принять подход, идущий снизу, а не предписывать использование определённых технологий или требований к частотному спектру. Вот ключ к созданию экосистемы 5G», - заявил он.
«Приманивая зрителя новыми программами, сериалами и трансляцией с мест событий в сочетании со всё более растущим качеством, телевидение продолжит оставаться стимулом для внедрения различных инноваций», - заметила генеральный директор EBU Ингрид Делтенре. «С точки зрения политики это трансформируется в простое послание: надо сделать так, чтобы бесплатное телевидение оставалось доступным для всех европейцев. Технологии цифрового вещания обеспечивают возможность распространения общественных программ для всех европейцев по практически нулевой цене для зрителя, и это зависит от достаточного количества частот ДМВ-диапазона. Мы не предполагаем снижения наших потребностей в частотах ДМВ-диапазона, даже в долгосрочной перспективе, и это становится ещё более ясно с учётом развития стандартов ульта-высокой чёткости, которые потребуют создания финансово эффективной производственной цепочки, а также наличия достаточного количества частот», - заметила она.
«Европейцы ценят выбор, а также они ценят качество – если говорит о видео-контенте. Ни широкополосные сети, ни вещательные средства не смогут по отдельности обеспечить зрителю выбор и качество. Вот почему гибридные решения, использующие вещательные технологии для массового рынка и трансляции основных телепрограмм, а также широкополосные сети для доставки нишевого контента – это наиболее реальный способ дальнейшего развития», - отмечает глава отдела исследований в Deloitte Пол Ли.
«Задача телекоммуникационных компаний состоит в обеспечении предоставления пользователям высококачественных услуг для работы стандартных интернет-приложений, к которым пользователь привык, при поддержки быстро растущего сектора онлайн-видео», - заметил вице-президент отдела стратегий и развития бизнеса в TeliaSonera Фринасп Модбеджина.
По прогнозам, до 2025 года в Европе будет продано более 500 миллионов Ultra HD совместимых экранов. Такой телевизор в своём доме будет иметь по меньшей мере 55% европейцев. Также будет установлено более 400 миллионов Ultra HD совместимых сет-топ-боксов и доступно более 1000 Ultra HD каналов.
Аналитики прогнозируют, что для доставки видео по запросу в HD-качестве в домохозяйства по всей Европе потребуется передавать в 35 раз большее количество гигабайтов, чем сегодня потребляет каждое домохозяйство. А доставка Ultra HD видео потребует передачи данных в 100 раз больше нынешних объёмов, себестоимость чего можно будет удовлетворить за счёт использования гибридных решений.
Попытка приспособить наземную инфраструктуру к передачи данных на более высоких скоростях потребует комплексного принятия современных технологических решений и прокладки дополнительных линий, общая стоимость чего составит по прогнозам 150 миллиардов евро. И это не учитывая стоимости дальнейшего обслуживания наземной инфраструктуры.
Гибридные решения, использующие последние спутниковые технологии и наземные решения наилучшим образом подходят для обеспечения основы построения всепроникающего, гибкого и перспективного цифрового пространства. Спутниковые сети способны принести передовые телевизионные технологии на любой экран, в режиме линейных трансляций и видео по запросу, ускоряя развитие услуг трипл-плей и доставку инновационных видео- и общественных услуг на бытовые устройства в любом месте приёма.
Эксперты сошлись во мнении, что данная дискуссия является неотъемлемой частью дебатов относительно развития 5G, а также в том, что инженерам и разработчикам из стран ЕС необходимо до 2020 года разработать стандарты для современных систем компрессии и технологий доставки истинного Ultra HD телевидения от камеры к зрителю с использованием интегрированных систем управления сетбю и цифровыми правами.
Еврокомиссия также может сыграть в этом процессе свою важную роль, способствуя стандартизации полноценной экосистемы Ultra HD телевидения, которая поможет преодолеть разрыв между современными медиа-технологиями и производством европейского Ultra HD контента. В настоящее время Ultra HD контента производится в США – в частности, драмы и отдельные спортивные программы, а также в Японии, где вещатели уже начали телетрансляции в полноценном Ultra HD формате.
Ведущие голливудские студии, компании-производители бытовой электроники, дистрибуторы контента, студии пост-продакшн и технологические компании объединили свои усилия, учредив Альянс UHD (UHD Alliance) – новую коалицию компаний, объединившихся для установки рамок и путеводных указателей для видео-технологии нового поколения. Об этом пишет портал Televisual.
Цель Альянса состоит в выработке новых стандартов, поддерживающих инновационные тенденции в видео-сфере, включая 4К и прочие стандарты ультравысокого разрешения, высокий динамический диапазон, расширенную цветовую гамму и 3D-аудио.
В задачи Альянса входит оказание потребителю помощи в осознании всех преимуществ бесшовной, интегрированной и высококачественной Ultra HD экосистемы. Видеоконтент в Ultra HD формате, а также устройства для его воспроизведения будут обозначаться специальной маркировкой, чтобы пользователь мог легко находить их в магазинах.
Альянс был сформирован рядом компаний мирового масштаба, среди которых – DirecTV, Dolby, LG Electronics, Netflix, Panasonic, Samsung Electronics, Sharp, Sony Visual Product, Technicolor, The Walt Disney Studios, Twentieth Century Fox и Warner Bros. Entertainment.
Альянс UHD должен следить за тем, чтобы все звенья цепи – начиная от производства, дистрибуции, потребления контента и до способностей различных устройств его воспроизводить – соответствовали определённым установленным стандартам качества, которые являются открытыми и предусматривают определённую гибкость.
В ближайшие месяцы группа должна совместно выработать дорожную карту для дальнейшего быстрого развития технологии Ultra HD во всём мире.
Британский комитет, координирующий разработку стандартов в сфере Ultra HD поздравил игроков индустрии развлечений США с формированием Альянса UHD.
Британский Форум UHD, являющийся частью DTG, объединил в 2013 году вещателей, ТВ-платформы, производителей телевизоров и прочие заинтересованные стороны. В настоящее время он активно участвует в различных 4К плаг-фестах, которые проводятся с целью определения качества производительности и совместимости 4К-телевизоров и компонентов домашних кинотеатров с 4К сет-топ-боксами, разрабатываемыми для различных британских платформ.
Xiaomi и Qualcomm продемонстрировали потоковую трансляцию 8K-видео в сети 5G
Старший вице-президент компании Xiaomi Ван Сян (Wang Xiang) разместил в своем Twitter-аккаунте видеоролик, в котором демонстрируется воспроизведение потокового 8K-видео при помощи смартфона Mi Mix 3 5G, работающего в сети пятого поколения.
Как отмечает Ван Сян, сверхвысокая скорость передачи данных и минимальные задержки сети 5G позволят пользователям получить новый опыт взаимодействия с мобильными устройствами, пишет GizmoChina.
Ранее Xiaomi совместно с оператором China Unicom протестировали смартфон Mi Mix 3 5G в сети пятого поколения и заявили, что аппарат способен воспроизводить 8K-видео в режиме реального времени.
В основу Mi Mix 3 5G положен чипсет Qualcomm Snapdragon 855 и модем Snapdragon X50. Дисплей, созданный по технологии Super AMOLED, имеет диагональ 6,39 дюйма и разрешение 2340×1080 пикселей. Ожидается, что смартфон появится в продаже в Европе в мае по ориентировочной цене 599 евро.