Нацсовет проверит, как цифровые телеканалы транслируют рекламу «Зеонбуда»
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания на заседании 31 июля назначил внеплановые проверки 24 общенациональных цифровых телеканалов с мультиплексов МХ-1, -2, -3, -5.
Во время этих проверок регулятор хочет выяснить, транслируют каналы рекламно-информационные ролики компании «Зеонбуд» о переходе на цифровое телевидение в объеме 5 минут в сутки, как это предусмотрено условиями их лицензий и Планом развития национального телерадиоинформационного пространства.
Нацсовет провел мониторинг всех общенациональных цифровых телеканалов, который обнаружил, что только четыре телеканала - 5 канал, XSport, «Погода ТВ» и БТБ транслируют рекламу цифрового телевидения в полном объеме. Остальные каналы не выполняют следующие обязательства: или вообще не транслируют, или транслируют в меньшем объеме, сообщил председатель Нацсовета Владимир Манжосов .
« Мы делали несколько мониторингов, обращали внимание тех, кто не выполнял обязательства, ведь такое информирование населения в интересах самих победителей цифрового конкурса. Мы надеемся, что назначение внеплановых проверок обратит внимание и менеджмента, и владельцев каналов, что такие требования лицензий и Плана развития надо выполнять », - подчеркнул господин Манжосов.
Проверки назначен 24 телеканалам:
ООО «Телеканал К2» (К2)
ООО «Музыкальное телевидение» (Zoom)
ООО «Голдберри» (G)
ООО «Телеканал" Мега "» («Мега»)
ООО «Телестудия" Служба информации "» (НТН)
ООО «Корона Санрайс» («Винтаж ТВ»)
ООО «Аспера 2011» («Эскулап-ТВ»)
ООО «ТРК" Музыка ТВ "» («Пиксель»)
ООО «ТРК" Кино ТВ "» (Enter Film)
ООО «Новый канал» (Новый канал)
ООО «Международная коммерческая телерадиокомпания" (ICTV)
ПАО «Телеканал" Интер "» («Интер»)
ПАО «Международный медиа центр - СТБ» (СТБ)
ООО «ТРК" Новые коммуникации "» (Star TV)
ООО «ТРК" Украина "» («Украина»)
ООО «ТРК" Украина "» («Киноточка»)
ООО «ТРК" Украина "» (НЛО TV)
ООО «Реал Истейт - ТВ» («2 +2»)
НТКУ (Первый национальный)
ПАО «Телекомпания ТЕТ» (ТЕТ)
ООО «ТРО" Мульти медиа сервис "» (К1)
ООО «Телеодин» (М1)
ООО «Телеканал« Тонис »» (Tonis)
ТРК «Студия 1 +1» в форме ООО («1 +1»).
После проверок общенациональных цифровых телеканалов Нацсовет обратит внимание и на региональных вещателей с мультиплекса МХ-5. Но там, по предварительной информации от Владимир Манжосов, ситуация лучше.
Заместитель генерального директора РТРС Виктор Пинчук выступил на конференции «Медиасфера» в Санкт-Петербурге Заместитель генерального директора РТРС Виктор Пинчук и директор Санкт-Петербургского филиала РТРС Александр Куликов приняли участие в пятой по счету конференции «Медиасфера», проводимой ежегодно компанией СТС Медиа. Конференция прошла 22 октября в уникальном, благодаря своей архитектурно-исторической составляющей, Восточном крыле Главного штаба (Государственный Эрмитаж) и была посвящена одной из актуальных для операторов связи, вещателей и телезрителей теме – переходу Российской Федерации на цифровое эфирное телевидения и перспективам его развития. Об актуальности и важности обсуждаемого вопроса говорили все спикеры «Медиасферы 2014», включая открывшего конференцию заместителя директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию Владимира Матвеева, генерального директора медиагруппы СТС Медиа Юлиану Слащеву и других выступающих. Заместитель генерального директора РТРС Виктор Пинчук в своем выступлении рассказал о важных составляющих перехода на цифровое эфирное телевидение, а также напомнил, что в соответствии с соглашением «Женева-06» аналоговое телевещание в 300-километровой зоне от границ сопредельных государств, должно быть отключено к 17 июня 2015 года. Первым регионом страны, в котором будет прекращено аналоговое эфирное телевещания, станет Калининградская область, и произойдет это уже в 2014 году. До конца 2013 года на территории Российской Федерации будет построено 1508 передающих объектов сети второго мультиплекса (пакета цифровых телеканалов РТРС-2) из почти пяти тысяч запланированных. Коснувшись перспектив третьего (регионального) мультиплекса, Виктор Пинчук рассказал, что эту сеть РТРС предполагает построить из 236 передающих цифровых станций, обеспечивающих покрытие 319 городов с населением более 50 тысяч человек. Еще одной новостью, озвученной на конференции, стала информация о планируемом создании трех пилотных зон эфирного вещания в стандарте HD, в число которых войдут Московская и Ленинградская области, а также Республика Татарстан.
Очевидная неспособность компании «Зеонбуд» выполнить поставленные перед нею задачи в части перехода на ЦТВ вынуждает медиагруппы искать управу на монополиста. Одним из аргументов в этом противостоянии могут стать результаты независимого аудита покрытия и качества построенной «Зеонбудом» сети ЦТВ. Идея подобного аудита неожиданно возникла в ходе горячих дискуссий на последнем по времени Цифровом Форуме «Цифровое вещание в Украине», состоявшемся 13 сентября 2013 года. Насколько это возможно и какие последствия может иметь для индустрии, редакция ProIT попросила разобраться Романа Химича, эксперта в области телекоммуникаций.
Недостаток всего один: плохо всё
Оператор сети цифрового эфирного вещания, небезызвестная компания «Зеонбуд» воспринимается участниками рынка как обычный для Украины механизм изъятия монопольной ренты. Масштаб преференций, которые в 2010 году получила никому не известной «офшорка», не имеет себе равных в истории отечественных телекоммуникаций. Официальное мнение Нацсовета по телевидению и радиовещанию, неоднократно высказанное его членами, сводится к тому, что данный орган не контролирует ни финансовые, ни технические, ни организационно-правовые аспекты отношений «Зеонбуд» и телеканалов. То есть буквально ничего. При этом бенефициары компании не только не известны, но даже неинтересны отраслевому «регулятору». В своё оправдание члены Нацсовета указывают не несовершенство законодательства, отсутствие полномочий и другие обстоятельства непреодолимой силы.
Фактически «Зеонбуд» получил на откуп один из ключевых элементов рынка — распространение эфирного ТВ-сигнала. Этот способ доставки сигнала охватывает свыше половины населения страны и традиционно рассматривается как ключевой с точки зрения и бизнеса, и политического влияния. В 2015 году, когда государственный Концерн КРРТ прекратит распространение аналогового сигнала, украинские медиагруппы останутся в полной зависимости от доброй воли (или произвола) тщательно законспирированной и бесконтрольной частной структуры. Этот факт обуславливает неустранимый конфликт интересов между ними.
Украинские медиагруппы являются двигателем и становым хребтом отрасли телерадиовещания. Именно они закупают и производят контент, формируют из него законченный продукт и получают деньги за размещение коммерческой рекламы, включая разного рода спонсорские средства. В понимании медиагрупп переход эфирного телевидения на цифровые технологии должен означать а) появление новых возможностей наподобие HD-вещания и б) снижение расходов на трансляцию за счёт возможности передавать намного больше информации в том же диапазоне частот. Их ожидания формирует, например, французский опыт, когда расходы телеканала на трансляцию в сети ЦТВ составляют примерно 7 млн. Евро в год при SD-качестве и 14 млн. Евро за HD.
Вместо этого медиагруппы обнаружили себя в реальности, где фактическое покрытие аудитории цифровым сигналом едва ли не на 30%, а в некоторых областях на все 50% меньше показателей, достигнутых ещё в СССР с помощью аналоговых технологий. При этом руководство «Зеонбуд» и, что ещё хуже, Нацсовет уже отрапортовали об успешном завершении строительства. «Зеонбуд» освоил порядка $134 млн. и дополнительных средств на расширение покрытия у него нет. С точки зрения его законспирированых акционеров единственный реалистичный сценарий предполагает изъятия средств у медиагрупп.
В настоящее время медиагруппы несут двойное бремя, оплачивая одновременно услуги по распространению и аналогового, и цифрового сигнала. При этом, вопреки их ожиданиям и обещаниям производителей оборудования, тарифы на услуги двух вроде бы принципиально разных («цифра» это 21-й век, как никак) сетей ничем не отличаются между собой. Как говорит руководитель центра адвокации и лоббирования Національної Асоціації Мовників (НАМ) Ольга Большакова, «всё, что мы можем сказать по этому поводу – что для стандартной компании за рубежом стоимость услуг трансляции в цифре по сравнению с аналогом упала, у нас она выросла. По нашей скромной оценке тарифы «Зеонбуда» минимум в 4-5 раз завышены. Если быть нескромными – то в 7-8 раз. «Зеонбуд» равняется на тарифы концерна РРТ. При аналогичных затратах концерт РРТ транслирует 1 канал. А «Зеонбуд» – 8, и берет такую же плату, как и РРТ с каждого из восьми. То есть, переплата в 8 раз. Конечно, это приблизительная оценка, так как затраты меняются, и прочие факторы, но картинка понятна». По данным, приведенным в газете «Капитал» один час в сети цифрового монополиста стоит 7,90 грн. (без НДС), в то время как тариф КРРТ составляет 7,76 грн./час.
Наконец, медиагруппы сознают, что остались один на один с ещё одним хищником. Позиция Нацсовета по каждому из мегаскандалов прошлых лет вызывает в памяти слова «жалобное блеяние». В сентябре 2011 года Антимонопольный Комитет начал «исследовать» тарифы «Зеонбуд», реагируя на заявление НАМ. Результаты продолжающегося уже два года исследования по-прежнему окутаны тайной и, как показывают аналогичные случаи, могут оставаться таковыми неопределённое время. В сложившейся ситуации у менеджмента медиагрупп не осталось выхода кроме апелляций к своим собственникам. В свою очередь у тех есть хотя бы умозрительная возможность вступать в торг с владельцами «Зеонбуд». Но для этого им нужны железобетонные аргументы.
Управа на монополиста
Вопрос о фактическом покрытии сети «Зеонбуд» является ключевым, ответ на него обуславливает дальнейшее развитие индустрии и конфликтов между её участниками. Медиагруппы, прежде всего, интересует какая часть нынешних абонентов аналоговой сети КРРТ имеет реальную возможность перейти на ЦТВ. При этом сам по себе критерий «реальной возможности» не так очевиден и требует исследования. Например, во многих случаях размещение антенны на достаточной высоте решает проблемы с приёмом, но высота подвеса связана с его стоимостью и, соответственно, высотой барьера для желающих перейти на ЦТВ.
Позиция «Зеонбуд» и Нацсовета известна: у них всё хорошо, а все сигналы о неблагополучии отвергаются ими как наветы или частные случаи. У медиагрупп не остаётся выхода кроме как за свой счёт провести аудит фактического состояния сети ЦТВ, поручив его авторитетной независимой структуре. Если с покрытием действительно всё так плохо, собственники медиагрупп получат весомые аргументы в «конкретном разговоре по принципиальным понятиям» с «крышей» Зеонбуда. Во время Цифрового Форума было прямо заявлено, что результаты аудита нужны для разговора не с «клерками» из Нацрады, а с их фактическими хозяевами. В частности, был задан вопрос члену Совета Николаю Фартушному о том, как Нацсовет отнесётся к подобной инициативе индустрии. Многословный и не очень конкретный ответ сводился к тому, что идея хорошая, но «надо смотреть». С другой стороны, как справедливо заметил генеральный директор телеканалов М1 и М2 Валентин Коваль, члены Нацсовета никак не могут помешать аудиту, поэтому и разговаривать с ними об этом не нужно.
Кто может взять на себя проведение комплекса работ в рамках подобного исследования? Что именно, какие показатели могут быть его предметом? Какие возможны сценарии развития ситуации? В поисках ответов на эти вопросы были опрошены представители Украинского Государственного Центра Радиочастот (УГЦР), Украинского научно-исследовательского института радио и телевидения (УНИИРТ), ООО “Научно-технический центр “Омнис”, Индустриального Телевизионного Комитета (ИТК) и ряда компаний-производителей измерительного оборудования. ИТК оказался единственной структурой, которая предоставила развёрнутый официальный ответ (см. ниже). Остальные отмолчались или ограничились комментариями «не для прессы».
В целом складывается следующая картина:
1 На сегодняшний день в Украине нет документов, регламентирующих построение и эксплуатацию сетей ЦТВ. До 2010 года УНИИРТ обеспечивал процесс разработки и внедрения национальных стандартов в сфере ЦТВ. В частности, были подготовлены стандарты для DVB-T2 и принят стандарт на DVB-T. После 2010 года финансирование этих работ прекратилось, в связи с чем нормативная база для существующей сети эфирного ЦТВ отсутствует. Попросту говоря, не установлено на уровне государственных либо отраслевых стандартов, что именно можно ожидать и требовать от Зеонбуда, а что - нет.
2 Вопрос о качестве сети имеет несколько аспектов и включает в себя, как минимум, следующие моменты: качество покрытия, качество передачи, качество изображения, качество эксплуатации сети. По каждому из этих аспектов возможны существенно разные подходы и взгляды. В отсутствие общепризнанных норм согласование взглядов по каждому из аспектов является непростой задачей и может быть легко заблокировано.
3 Внутри страны выявлены только две организации, имеющие возможности и опыт подобных исследований: УГЦР и «Омнис». Ни одна из них, судя по имеющимся признакам, не пойдёт на конфликт с влиятельным игроком. Привлечение зарубежных компаний теоретически возможно, на практике это связано с рядом вопросов, которые пока не имеют ответа.
Насколько можно судить, волею «регулятора» и его кукловодов участники оказались рынка в непростой ситуации. На сегодняшний день у них нет возможности провести исследование, имеющее достаточный вес с точки зрения органов власти. С другой стороны, точка зрения этих органов уже вполне ясна, поэтому содержательная дискуссия может проходить разве что в плоскости внеправовых «понятий». Наиболее вероятная линия защиты «Зеонбуда» будет заключаться в обесценивании результатов аудита. Любые данные будут отвергаться как полученные не так, не теми и не там, где нужно. Вполне возможны апелляции к Нацсовету и высшим органам власти с требованиями обуздать и защитить.
Со своей стороны заказчики аудита имеют возможность апеллировать к «лучшему международному опыту». В частности, в отсутствие национальной нормативной базы возможно использовать стандарты и рекомендации международных структур, такие как DVB-T2 standard BlueBook, материалы European Telecommunications Standards Institute (ETSI) и др. Теоретически заказчики аудита могут взять на себя финансирование УНИИРТ в части завершения работы по разработке национальных стандартов. На практике эта возможность наверняка будет заблокирована.
Несмотря на все сложности у медиагрупп нет другого выхода. Несостоятельность «Зеонбуда» означает серьёзное изменение рыночной ситуации. Перспектива потери 20-30% аудитории эфирного вещания даёт новые аргументы в пользу переноса акцентов на другие среды вещания. В частности, на передний план выходит спутниковое вещание как единственное, способное обеспечить полный охват всей территории страны. Возникает вопрос о целесообразности расходов на присутствие в цифровом эфире. Наконец, под угрозой оказываются перспективы эфирного ТВ в целом и существующей модели бесплатного ТВ, которая во многом завязана на эфирное вещание.
Мнение сторон:
Ирина Докучаева, Индустриальный Телевизионный Комитет
1. Какие организации в Украине имеют опыт и возможность выполнить исследования качества покрытия сети цифрового эфирного вещания стандарта DVB-T2?
Такую возможность, безусловно, имеет Украинский государственный центр радиочастот, а также любая другая организация, обладающая необходимыми техническими и кадровыми ресурсами. Теоретически, это могут сделать и иностранные компании. Вопрос в первую очередь упирается в отсутствие утвержденных в Украине стандартов вещания в формате DVB-T2, поскольку без них невозможно сформулировать методику проведения измерений и расчет покрытия.
2. Каковы ориентировочные затраты времени на выполнение подобных исследований во всеукраинском масштабе?
Официальных оценок таких затрат никто не проводил. Нужно понимать, что все зависит от ресурсов компании, которая будет выполнять данные работы. Предполагается, что для оценки покрытия сети необходимо провести не менее 100 замеров по каждому передатчику сети, которых на данный момент 164. При самых благоприятных обстоятельствах эти работы можно провести за 3-6 месяцев.
3. В каких пределах находится стоимость подобных работ?
Данный вопрос нами не изучался. Ответить на него скорее всего смогут только вышеупомянутые организации.
4. Какими документами (ТУ, ГОСТ, ОСТ и т.п.) регламентируются вопросы качества в украинских сетях ЦТВ?
На данный момент в Украине нет утвержденного на национальном уровне стандарта вещания DVB-T2. Можно сказать, что на данный момент рынок неофициально руководствуется региональным соглашением «Женева-2006» и документами Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI), включая стандарт ETSI EN 302 755 (DVB-T2).
5. Каковы критерии оценки этого качества (напряжённость поля, отношение сигнал/шум и т.п.)?
В приложениях к региональному соглашению «Женева-2006» указывается, что основной характеристикой является минимальная напряженность поля.
6. Какими документами регламентируются вопросы исследования качества этой сети? Определена ли методика их проведения? Как они выглядят?
Как указывалось ранее, о существовании такого документа в Украине нам ничего не известно.
Парламентский комитет лоббирует выделение 306 млн. грн. для перехода на цифровое ТВ
Комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации намерен просить бюджетный комитет Рады предусмотреть в проекте государственного бюджета на 2014 года выделение 306 млн. грн. для перехода на цифровое телевещание, передают «Українські новини».
Донецкий городской совет "передумал" инвестировать средства в создание муниципального канала "Новый город" и планирует выйти из состава учредителей ООО "БиТиВи-компани".
Как сообщает пресс-служба Донецкого горсовета, в связи с общей финансовой нестабильностью в стране не удалось выполнить задуманное: часть заказанного оборудования до сих пор не оплачена казначейством, а планы на следующий год требуют серьезных инвестиций. Поэтому управление по связям с общественностью горсовета предложило выйти из состава учредителей телекомпании.
Донецкий горсовет вошел в состав учредителей общества с ограниченной ответственностью "БиТиВи-компани" осенью 2012 года, и выделил более 3 миллионов гривен на развитие и финансовую поддержку муниципального телеканала "Новый город". Как планируют вернуть эти средства?
- То небольшое количество оборудования, которое закупили - одна камера и монтажная станция, мы оставим для работы нашему коммунальному предприятию "Городской центр информирования населения", которое продолжит работу в сотрудничестве с уже существующими телеканалами. То оборудование, которое мы закупали для внесения в уставной фонд телеканала, будет реализовано, а средства возвращены в бюджет. Оно не использовалось, поэтому будет реализовано по цене закупки, - сказал начальник управления по связям с общественностью городского совета Максим Ровинский.
Нацсовет по ТВ и РВ заказал в УГЦР очередную разработку выводов
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания на своем заседании 25 ноября заказал у Государственного центра радиочастот разработку заключений относительно возможности и условий использования РЧР Украины для потребностей телерадиовещания в населенных пунктах 23 областей Украины и Автономной Республике Крым. Об этом сообщает пресс-служба регулятора.
Так, Нацсовет обратится в УГЦР за определением возможности изменения мощности радиоэлектронных средств вещания в Одессе, а также технического переноса радиочастот в пгт Фрунзовке Одесской области.
В Евпатории прекратила эфирное вещание ТРК «Морион»
В Евпатории частная телекомпания «Морион» прекратила вещание. Судебный исполнитель отключил всю аппаратуру и передатчики канала. Об этом сообщает «Центр журналистских расследований» со ссылкой на собственного корреспондента на месте событий.
Директор ТРК «Морион» Николай Филатов в комментарии сказал, что люди, которые сейчас находятся на канале, предъявляли документы, которые дают им разрешение на проведение любых действий.
«Я не понимаю, что у нас происходит: это обыск, или исполнительные действия. Сейчас мы занимаемся трансляцией процесса, а уже потом будем выяснять, на каких основаниях это произошло », - сказал господин Филатов.
Как пишет «Центр журналистских расследований», отключения вещания ТРК «Морион» связано с постановлением суда о выселении телекомпании из помещения.
Местные власти не продлила договор об аренде помещения с руководством канала, зато отдала его в аренду представителям ВО «Свобода» во депутатскую приемную. Однако, как заявил господин Филатов, представители партии позволили спивробиникам телекомпании находиться и работать в этом помещении.
Как сообщал канал «Морион», 27-28 ноября была совершена попытка рейдерского захвата помещения, в котором продолжали работать журналисты канала. Впоследствии, 5 декабря, Евпаторийская исполнительная служба приняла очередную попытку вручить постановление о принудительном выселении ТРК «Морион» из нежилых помещений. Николай Филатов не подписал данное постановление.
Руководитель отдела по общественным связям Главного управления МВД Украины в Крыму Ольга Кондрашова рассказала, что сейчас на канале находятся представители милиции и исполнительной службы.
«Опись имущества проводили сотрудники Государственной исполнительной службы. Обыск проводился по решению суда. Двое сотрудников милиции находились рядом для обеспечения охраны порядка при выполнении законного решения суда. К нам пришло письмо из Государственной исполнительной службы, и по его требованию туда были направлены наши сотрудники », - объяснила Ольга Кондрашова.
По словам госпожи Кондрашовой, сотрудники канала «Морион» не обращались в милицию с заявлением о возбуждении их прав.
По мнению коллектива, неподовження договора без объяснений причин является следствием « правдивой подачи информационных материалов о деятельности местной власти ».
Медиагруппы утверждают, что украинские домохозяйства еще не готовы к HD-телевидению
Неспособность предложить качественный контент высокой четкости стопорит переход эфирного телевидения на HD-формат.
Вопреки насыщенности украинского рынка HD-телевизорами и технологическую готовность наиболее платежеспособного слоя населения ― владельцев телевизоров высокого разрешения — украинские телевизионные медиахолдинги продолжают считать, что большинство домохозяйств не имеют HD-телевизоров, поэтому запуск эфирного телевидения высокой четкости они прогнозируют в лучшем случае в 2015 году.
Для сравнения сейчас на территории крупнейшей в мире страны ― России ― вещают 54 телеканала в формате HD, из которых едва ли не половина — эфирные федеральные телеканалы. Во многих развитых странах Западной Европы еще лет пять назад забыли, что такое телевидение стандартного разрешения (SD). Вместе с тем, в Украине на данный момент работают лишь 6 каналов высокой четкости: TonisHD, «112 Україна HD», «Футбол+», «Воля Кiно HD», «Воля Кiно HD +1» и English Club TV HD.
При этом украинский рынок HD-телевизоров еще с 2008 растет как на дрожжах. По данным GfK Ukraine, начиная с 2008, когда стартовали активные продажи данных устройств в Украине, рынок насыщался огромными темпами и по итогам 2012-первого полугодия 2013 его рост составлял около 30%. С оглядкой на данные своих исследований, Татьяна Сытник, руководитель стратегических исследований GfK Украина, говорит, что «технические возможности смотреть HD-видео у украинцев есть».
Такого же мнения придерживается Анна Михаэлян, руководитель отдела по связям с общественностью «Воля»: «Технологическую готовность Украины к HD демонстрирует рост доли Full-HD и HD-ready телевизоров. Например, за последние 2 года было куплено около 1 млн. телевизоров, поддерживающих технологию HD. А в первом полугодии 2012 года в Украине в городах 50+ проникновение ЖК и плазменных панелей составило 22%».
В свою очередь, Татьяна Сытник также утверждает, что сегодня в украинской рознице практически нереально приобрести телевизор со стандартным разрешением. «По итогам первого полугодия, больше половины всех проданных в Украине телевизоров поддерживают HD, из них больше всего продается моделей с диагональю 40-43 дюйма», ― отмечает она.
Примечательно, что, по мнению, Онно Зонневельда, главы представительства SES в Украине, даже в домохозяйствах европейских стран уровень проникновения ТВ с диагональю больше 40 дюймов и высоким разрешением меньше, чем в Украине.
Оксана Ферчук, гендиректор Viasat, считает, что проблема внедрения в Украине эфирного HD-телевидения заключается точно не в телевизорах: «Сегодня существует три группы бизнеса, которые способны активно повлиять на переход в сторону HD: медиа-группы, спутниковые операторы и крупные ТВ-провайдеры, которые могут сделать HD основой своего позиционирования».
Вместе с тем, среди участников рынка существует мнение, что переход на HD-вещание ключевыми украинскими телеканалами стопорится не из-за ограниченного количества HD-телевизоров, а из-за неспособности предложить зрителю качественный HD-контент. «С нашей точки зрения главным драйвером скорее является контент, чем технология, при помощи которой он транслируется», ― подчеркивает Анна Михаэлян.
Как известно, Украина является одной из немногих стран, где небывалую популярность приобрел кардшаринг, обеспечивающий дешевый доступ к высококачественному HD-контенту. Кроме того, большими темпами растет доля Smart TV в общей структуре продаж телевизоров с высоким разрешением. По данным GfK Ukraine, объемы продаж «умных» телевизоров выросли с 76 тыс. в 2011 до 270 тыс. в 2012 и наверняка эта тенденция сохранится в 2013, поскольку только за первые три месяца текущего года было продано 84 тыс. устройств. Кроме того, доля Smart TV в общей структуре продаж телевизоров в Украине также существенно растет: она увеличилась с 10% в первом квартале 2012 года до 24% в аналогичном периоде 2013 года. При этом аналитики GfK Ukraine прогнозируют стабильный рост объемов продаж и в ближайшей перспективе.
Smart TV стал популярным решением для просмотра пиратского HD-контента: такие устройства перепрошиваются для бесплатного просмотра IPTV, torrent- и онлайн-телевидения или обычного просмотра скачанного на компьютер видео.
Очевидно, в отсутствие желания, но главным образом возможности конкурировать с высококачественным пиратским иностранным HD-контентом, украинские медиагруппы ждут гораздо большего проникновения HD-телевизоров среди домохозяйств, чтобы их инвестиции в переход на HD-вещание окупилось в сроки, которые бы их устроили.
В частности, Оля Ваганова, ответственная за связи с общественностью группы StarLightMedia, в комментарии «proIT» сказала: «Мы готовимся к переходу на HD, покупаем необходимое обородувание. Но сам переход на вещание в высоком разрешении произойдет у нас быстро, как только мы поймем, что у достаточного количества зрителей есть возможность смотреть телевидение в HD. Мы думаем, что это произойдет в 2015 году»
Очевидная неспособность компании «Зеонбуд» выполнить поставленные перед нею задачи в части перехода на ЦТВ вынуждает медиагруппы искать управу на монополиста. Одним из аргументов в этом противостоянии могут стать результаты независимого аудита покрытия и качества построенной «Зеонбудом» сети ЦТВ. Идея подобного аудита неожиданно возникла в ходе горячих дискуссий на последнем по времени Цифровом Форуме «Цифровое вещание в Украине», состоявшемся 13 сентября 2013 года. Насколько это возможно и какие последствия может иметь для индустрии, редакция ProIT попросила разобраться Романа Химича, эксперта в области телекоммуникаций.
Недостаток всего один: плохо всё
Оператор сети цифрового эфирного вещания, небезызвестная компания «Зеонбуд» воспринимается участниками рынка как обычный для Украины механизм изъятия монопольной ренты. Масштаб преференций, которые в 2010 году получила никому не известной «офшорка», не имеет себе равных в истории отечественных телекоммуникаций. Официальное мнение Нацсовета по телевидению и радиовещанию, неоднократно высказанное его членами, сводится к тому, что данный орган не контролирует ни финансовые, ни технические, ни организационно-правовые аспекты отношений «Зеонбуд» и телеканалов. То есть буквально ничего. При этом бенефициары компании не только не известны, но даже неинтересны отраслевому «регулятору». В своё оправдание члены Нацсовета указывают не несовершенство законодательства, отсутствие полномочий и другие обстоятельства непреодолимой силы.
Фактически «Зеонбуд» получил на откуп один из ключевых элементов рынка — распространение эфирного ТВ-сигнала. Этот способ доставки сигнала охватывает свыше половины населения страны и традиционно рассматривается как ключевой с точки зрения и бизнеса, и политического влияния. В 2015 году, когда государственный Концерн КРРТ прекратит распространение аналогового сигнала, украинские медиагруппы останутся в полной зависимости от доброй воли (или произвола) тщательно законспирированной и бесконтрольной частной структуры. Этот факт обуславливает неустранимый конфликт интересов между ними.
Украинские медиагруппы являются двигателем и становым хребтом отрасли телерадиовещания. Именно они закупают и производят контент, формируют из него законченный продукт и получают деньги за размещение коммерческой рекламы, включая разного рода спонсорские средства. В понимании медиагрупп переход эфирного телевидения на цифровые технологии должен означать а) появление новых возможностей наподобие HD-вещания и б) снижение расходов на трансляцию за счёт возможности передавать намного больше информации в том же диапазоне частот. Их ожидания формирует, например, французский опыт, когда расходы телеканала на трансляцию в сети ЦТВ составляют примерно 7 млн. Евро в год при SD-качестве и 14 млн. Евро за HD.
Вместо этого медиагруппы обнаружили себя в реальности, где фактическое покрытие аудитории цифровым сигналом едва ли не на 30%, а в некоторых областях на все 50% меньше показателей, достигнутых ещё в СССР с помощью аналоговых технологий. При этом руководство «Зеонбуд» и, что ещё хуже, Нацсовет уже отрапортовали об успешном завершении строительства. «Зеонбуд» освоил порядка $134 млн. и дополнительных средств на расширение покрытия у него нет. С точки зрения его законспирированых акционеров единственный реалистичный сценарий предполагает изъятия средств у медиагрупп.
В настоящее время медиагруппы несут двойное бремя, оплачивая одновременно услуги по распространению и аналогового, и цифрового сигнала. При этом, вопреки их ожиданиям и обещаниям производителей оборудования, тарифы на услуги двух вроде бы принципиально разных («цифра» это 21-й век, как никак) сетей ничем не отличаются между собой. Как говорит руководитель центра адвокации и лоббирования Національної Асоціації Мовників (НАМ) Ольга Большакова, «всё, что мы можем сказать по этому поводу – что для стандартной компании за рубежом стоимость услуг трансляции в цифре по сравнению с аналогом упала, у нас она выросла. По нашей скромной оценке тарифы «Зеонбуда» минимум в 4-5 раз завышены. Если быть нескромными – то в 7-8 раз. «Зеонбуд» равняется на тарифы концерна РРТ. При аналогичных затратах концерт РРТ транслирует 1 канал. А «Зеонбуд» – 8, и берет такую же плату, как и РРТ с каждого из восьми. То есть, переплата в 8 раз. Конечно, это приблизительная оценка, так как затраты меняются, и прочие факторы, но картинка понятна». По данным, приведенным в газете «Капитал» один час в сети цифрового монополиста стоит 7,90 грн. (без НДС), в то время как тариф КРРТ составляет 7,76 грн./час.
Наконец, медиагруппы сознают, что остались один на один с ещё одним хищником. Позиция Нацсовета по каждому из мегаскандалов прошлых лет вызывает в памяти слова «жалобное блеяние». В сентябре 2011 года Антимонопольный Комитет начал «исследовать» тарифы «Зеонбуд», реагируя на заявление НАМ. Результаты продолжающегося уже два года исследования по-прежнему окутаны тайной и, как показывают аналогичные случаи, могут оставаться таковыми неопределённое время. В сложившейся ситуации у менеджмента медиагрупп не осталось выхода кроме апелляций к своим собственникам. В свою очередь у тех есть хотя бы умозрительная возможность вступать в торг с владельцами «Зеонбуд». Но для этого им нужны железобетонные аргументы.
Управа на монополиста
Вопрос о фактическом покрытии сети «Зеонбуд» является ключевым, ответ на него обуславливает дальнейшее развитие индустрии и конфликтов между её участниками. Медиагруппы, прежде всего, интересует какая часть нынешних абонентов аналоговой сети КРРТ имеет реальную возможность перейти на ЦТВ. При этом сам по себе критерий «реальной возможности» не так очевиден и требует исследования. Например, во многих случаях размещение антенны на достаточной высоте решает проблемы с приёмом, но высота подвеса связана с его стоимостью и, соответственно, высотой барьера для желающих перейти на ЦТВ.
Позиция «Зеонбуд» и Нацсовета известна: у них всё хорошо, а все сигналы о неблагополучии отвергаются ими как наветы или частные случаи. У медиагрупп не остаётся выхода кроме как за свой счёт провести аудит фактического состояния сети ЦТВ, поручив его авторитетной независимой структуре. Если с покрытием действительно всё так плохо, собственники медиагрупп получат весомые аргументы в «конкретном разговоре по принципиальным понятиям» с «крышей» Зеонбуда. Во время Цифрового Форума было прямо заявлено, что результаты аудита нужны для разговора не с «клерками» из Нацрады, а с их фактическими хозяевами. В частности, был задан вопрос члену Совета Николаю Фартушному о том, как Нацсовет отнесётся к подобной инициативе индустрии. Многословный и не очень конкретный ответ сводился к тому, что идея хорошая, но «надо смотреть». С другой стороны, как справедливо заметил генеральный директор телеканалов М1 и М2 Валентин Коваль, члены Нацсовета никак не могут помешать аудиту, поэтому и разговаривать с ними об этом не нужно.
Кто может взять на себя проведение комплекса работ в рамках подобного исследования? Что именно, какие показатели могут быть его предметом? Какие возможны сценарии развития ситуации? В поисках ответов на эти вопросы были опрошены представители Украинского Государственного Центра Радиочастот (УГЦР), Украинского научно-исследовательского института радио и телевидения (УНИИРТ), ООО “Научно-технический центр “Омнис”, Индустриального Телевизионного Комитета (ИТК) и ряда компаний-производителей измерительного оборудования. ИТК оказался единственной структурой, которая предоставила развёрнутый официальный ответ (см. ниже). Остальные отмолчались или ограничились комментариями «не для прессы».
В целом складывается следующая картина:
1 На сегодняшний день в Украине нет документов, регламентирующих построение и эксплуатацию сетей ЦТВ. До 2010 года УНИИРТ обеспечивал процесс разработки и внедрения национальных стандартов в сфере ЦТВ. В частности, были подготовлены стандарты для DVB-T2 и принят стандарт на DVB-T. После 2010 года финансирование этих работ прекратилось, в связи с чем нормативная база для существующей сети эфирного ЦТВ отсутствует. Попросту говоря, не установлено на уровне государственных либо отраслевых стандартов, что именно можно ожидать и требовать от Зеонбуда, а что - нет.
2 Вопрос о качестве сети имеет несколько аспектов и включает в себя, как минимум, следующие моменты: качество покрытия, качество передачи, качество изображения, качество эксплуатации сети. По каждому из этих аспектов возможны существенно разные подходы и взгляды. В отсутствие общепризнанных норм согласование взглядов по каждому из аспектов является непростой задачей и может быть легко заблокировано.
3 Внутри страны выявлены только две организации, имеющие возможности и опыт подобных исследований: УГЦР и «Омнис». Ни одна из них, судя по имеющимся признакам, не пойдёт на конфликт с влиятельным игроком. Привлечение зарубежных компаний теоретически возможно, на практике это связано с рядом вопросов, которые пока не имеют ответа.
Насколько можно судить, волею «регулятора» и его кукловодов участники оказались рынка в непростой ситуации. На сегодняшний день у них нет возможности провести исследование, имеющее достаточный вес с точки зрения органов власти. С другой стороны, точка зрения этих органов уже вполне ясна, поэтому содержательная дискуссия может проходить разве что в плоскости внеправовых «понятий». Наиболее вероятная линия защиты «Зеонбуда» будет заключаться в обесценивании результатов аудита. Любые данные будут отвергаться как полученные не так, не теми и не там, где нужно. Вполне возможны апелляции к Нацсовету и высшим органам власти с требованиями обуздать и защитить.
Со своей стороны заказчики аудита имеют возможность апеллировать к «лучшему международному опыту». В частности, в отсутствие национальной нормативной базы возможно использовать стандарты и рекомендации международных структур, такие как DVB-T2 standard BlueBook, материалы European Telecommunications Standards Institute (ETSI) и др. Теоретически заказчики аудита могут взять на себя финансирование УНИИРТ в части завершения работы по разработке национальных стандартов. На практике эта возможность наверняка будет заблокирована.
Несмотря на все сложности у медиагрупп нет другого выхода. Несостоятельность «Зеонбуда» означает серьёзное изменение рыночной ситуации. Перспектива потери 20-30% аудитории эфирного вещания даёт новые аргументы в пользу переноса акцентов на другие среды вещания. В частности, на передний план выходит спутниковое вещание как единственное, способное обеспечить полный охват всей территории страны. Возникает вопрос о целесообразности расходов на присутствие в цифровом эфире. Наконец, под угрозой оказываются перспективы эфирного ТВ в целом и существующей модели бесплатного ТВ, которая во многом завязана на эфирное вещание.
Мнение сторон:
Ирина Докучаева, Индустриальный Телевизионный Комитет
1. Какие организации в Украине имеют опыт и возможность выполнить исследования качества покрытия сети цифрового эфирного вещания стандарта DVB-T2?
Такую возможность, безусловно, имеет Украинский государственный центр радиочастот, а также любая другая организация, обладающая необходимыми техническими и кадровыми ресурсами. Теоретически, это могут сделать и иностранные компании. Вопрос в первую очередь упирается в отсутствие утвержденных в Украине стандартов вещания в формате DVB-T2, поскольку без них невозможно сформулировать методику проведения измерений и расчет покрытия.
2. Каковы ориентировочные затраты времени на выполнение подобных исследований во всеукраинском масштабе?
Официальных оценок таких затрат никто не проводил. Нужно понимать, что все зависит от ресурсов компании, которая будет выполнять данные работы. Предполагается, что для оценки покрытия сети необходимо провести не менее 100 замеров по каждому передатчику сети, которых на данный момент 164. При самых благоприятных обстоятельствах эти работы можно провести за 3-6 месяцев.
3. В каких пределах находится стоимость подобных работ?
Данный вопрос нами не изучался. Ответить на него скорее всего смогут только вышеупомянутые организации.
4. Какими документами (ТУ, ГОСТ, ОСТ и т.п.) регламентируются вопросы качества в украинских сетях ЦТВ?
На данный момент в Украине нет утвержденного на национальном уровне стандарта вещания DVB-T2. Можно сказать, что на данный момент рынок неофициально руководствуется региональным соглашением «Женева-2006» и документами Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI), включая стандарт ETSI EN 302 755 (DVB-T2).
5. Каковы критерии оценки этого качества (напряжённость поля, отношение сигнал/шум и т.п.)?
В приложениях к региональному соглашению «Женева-2006» указывается, что основной характеристикой является минимальная напряженность поля.
6. Какими документами регламентируются вопросы исследования качества этой сети? Определена ли методика их проведения? Как они выглядят?
Как указывалось ранее, о существовании такого документа в Украине нам ничего не известно.
Переход на цифру должен контролировать государство, а не «Зеонбуд» с неизвестной структурой собственности
Переход на цифровое вещание для новой власти - один из приоритетных вопросов в медийной сфере , и процесс должен быть под контролем государства , а не частной компании с неизвестной структурой собственности . Об этом сказал председатель Комитета по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко во время пресс -конференции «Новые реалии: кто не должен формировать информационную политику страны »,состоявшейся 24 февраля в пресс -центре Национального союза журналистов Украины (НСЖУ ) .
«Для меня очевидно , что Украина не может себе позволить , чтобы компания с Кипра" Зеонбуд " с неизвестной структурой собственности руководила нашим телевизионным информационным пространством . Переход должен быть под контролем государства » , - отметил Николай Томенко. По его словам , в деле цифрового вещания Комитет свободы слова дошел до точки , которая называется "Зеонбуд " , и остановился. « Надо идти радикальным путем. Нам нужно вернуться к этой теме и четко определить , кто будет осуществлять переход на цифровое вещание. Мы проанализируем решение Нацсовета о выделении частот , деятельность "Зеонбуда » в части использования средств , которые они уже получили. И тогда будем более конкретные , возможно даже будет возбуждено уголовное дело. Формально 17 июня 2015 мы должны перейти. Но из всех присутствующих никто не знает , что конкретно сделано , мы же только бумажки читали » , - отметил господин Томенко. По мнению председателя Комитета , среди первоочередных задач медийной отрасли: кадровые вопросы (избрание новых членов Нацсовета , Госкомтелерадио ) , немедленное создание общественных советов при ОГТРК , обновление наблюдательных советов НТКУ и НРКУ , « Укринформе ». Председателем Госкомтелерадио должен стать человек , равноудалена от разных партий , и настроена на реформирование медийной отрасли , считает Николай Томенко. Сразу после решения кадровых вопросов парламент должен немедленно принять законы об общественном вещании , разгосударствления печатных СМИ , о расширении действия закона о доступе к публичной информации , наружную рекламу , внесение изменений в закон о выборах президента в части СМИ.
Для меня очевидно , что Украина не может себе позволить , чтобы компания с Кипра" Зеонбуд " с неизвестной структурой собственности руководила нашим телевизионным информационным пространством . Переход должен быть под контролем государства » , - отметил Николай Томенко.
Удивительное рядом,памятники Ленина сбрасывают с монументов,а действуют в духе Ильича "грабь награбленное", самим сеть построить умишка и финансов не хватило, а отобрать всегда пожалуйста
Запретить кодирования, отменить лицензии «Зеонбуда», изменить частотное планирование
Внедрение цифрового эфирного телевидения стандарта DVB - T2 в течение последних двух лет происходило непрозрачно , с нарушениями нормативно - правовых актов и международных соглашений. Ниже пойдет речь о ключевых недостатки , которые помешали цифровизации украинского телеэфира.
1 . Непрозрачный конкурс по выбору оператора - провайдера четырех мультиплексов , рассчитан на компанию , созданную за один месяц до начала конкурса (ООО « Зеонбуд »). Кроме того , это грубое нарушение антимонопольного законодательства .
2 . Непрозрачный и несправедливый конкурс по отбору телекомпаний для вещания в четырех цифровых эфирных мультиплексах . Безосновательно победителями было объявлено несколько телекомпаний , созданных перед конкурсом . Зато несколько телекомпаний с опытом работы , известных среди зрителей , в мультиплексов не попали. Соответствии с международной практикой и элементарной логики , телекомпаниям , которые говорят в аналоговом эфире , предоставляется право вещания в цифровом мультиплексе очередь , без конкурса. Кроме того , резервируются цифровые каналы для общественных потребностей (таких как каналы « Культура» , «Рада» , детских , познавательных и т.п.). В частности , так было реализовано наполнения мультиплексов в России и других странах СНГ.
3 . Кодирование эфирного цифрового сигнала телеканалов , входящих в состав бесплатных программ (универсальная программная услуга ) - это заранее запланирована владельцами « Зеонбуда » сделка с использованием средств , взятых из бюджета для бесплатной раздачи тюнеров , закупленных по ценам , больше рыночных. Это единственный прецедент в мире, привел к увеличению цены приемников ( тюнеров ) почти вдвое по двум причинам : усложнение модели тюнеров и необходимости оплаты роялти компании Irdeto за поддержку дорогой системы условного доступа Irdeto Cloaked .
4 . Использование прогрессивного современного стандарта DVB - T2 - это правильно , но преимущества DVB - T2 стандарта ( а именно увеличение ресурса сети на 35-45 wacko не используются. Иными словами имеющимся около 32 телеканалов можно добавить еще 6-7 стандартной четкости SD в каждый из 4 мультиплексов , в общем 24-28 телеканалы. Это уменьшило бы расходы телекомпаний на трансляцию телепрограмм примерно вдвое. Кроме того , это повысило бы популярность DVB - T2 путем введения некоторых платных телепрограмм и других мультимедийных услуг для части платежеспособных пользователей .
5 . Использование Украинским государственным центром радиочастот (УГЦР ) архаической многочастотного системы частотного планирования ( MFN ) вместо одночастотной ( SFN ) - это грубое нарушение Государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания ( постановление Кабинета Министров Украины № 1085 от 26.11.2008 г. ) и Международного соглашения « Женева- 2006 ». Это нарушение может привести к потере Украиной значительного радиочастотного ресурса и поэтому должен стать предметом расследования правоохранительных органов. В частности, использование MFN вместо SFN лишает одной из важнейших преимуществ цифрового эфирного телевидения - принимать цифровой сигнал приемником от соседних передатчиков на одной и той же частоте. Есть теряется возможность экономить частотный ресурс и принимать цифровое телевидение портативными комнатными антеннам для 90-95 % населения в городах с многоэтажной застройкой. В сети SFN антенны не нужно устанавливать на крыше , а принимать сигнал можно даже мобильными телефонами. Из-за использования MFN уменьшаются возможности использования всех цифровых частот , предоставленных Украиной международному соглашению « Женева -2006 » , и получения дополнительных цифровых частот после выключения аналогового телевидения.
6 . Заявление Нацсовета , Госкомтелерадио , УГЦР , « Зеонбуда » , что 167 станций MFN сети « Зеонбуда » обеспечивает покрытие цифровым сигналом для 95 % населения , не соответствует действительности и не подтверждена ни измерениями , ни расчетами. Специалистами УНИИРТ (Одесса ) еще в 2011 году рассчитан , что покрытие сети « Зеонбуд » даже с использованием направленных приемных антенн на крышах домов достигает максимум 60-70 % населения. Реальная практика использования DVB - T2- приемников показывает , что в условиях Киева с многоэтажной застройкой и холмистой неравномерным ландшафтом цифровой сигнал достигает не более 30 % населения при использовании одного передатчика на центральной передающей башни Концерна РРТ.
Что и необходимо сделать , чтобы исправить эти недостатки и приблизить Украину к переходу с аналогового на цифровое телевидение в кратчайшие сроки - до лета 2015 года ?
1 . Обязать Нацсовет запретить кодирования сигнала без согласия телерадиокомпаний. Это нужно сделать немедленно . Это уменьшит цену приемников почти вдвое (до $ 25-35 ) , а следовательно уменьшит нагрузку на госбюджет при поддержке малообеспеченных пользователей аналогового эфирного телевидения. Согласно международной практике , такая поддержка предоставляется не ранее чем за полгода до отключения аналогового сигнала.
2 . Для обеспечения покрытия 95-98 % , которое существует в аналоговой сети Первого национального , необходимо установить цифровое оборудование на всех примерно 500 передающих станциях Концерна РРТ в одном из мультиплексов (например , МХ -1). Это означает , что перед отключением аналогового телевидения нужно дополнительно установить передающее оборудование на 300-320 передающих станциях мультиплекса МХ -1 в первую очередь для программ общественного вещания (14-16 телепрограмм стандартной четкости и 10-12 радиопрограмм ) .
3 . Для выполнения п. 2 обязать УГЦР провести дополнительный расчет , выделения и присвоения частот в одном мультиплексе для 300-320 передающих станций одночастотного синхронного режима работы ( SFN ) в каждой из 81 SFN -зон согласно договору « Женева- 2006». Введение дополнительного мультиплекса нарушит нынешний монополизм и уменьшит цены за трансляцию телепрограмм для телекомпаний.
4 . Обязать Нацсовет включить без конкурса в мультиплекс МХ- 1 дополнительно 7-8 телеканалов (прежде общенациональных телеканалов , которые используют аналоговые частоты) , а также предложить цифровое вещание радиокомпаниям - прежде всего для УР -1 , УР -2 , УР -3. Обязать Нацсовет содействовать созданию консорциума общенациональных телекомпаний , которые смогут совместно финансировать увеличение количества станций одного мультиплекса , используя сеть станций государственного Концерна РРТ. Учесть , что в сетях Концерна РРТ работает около 500 аналоговых передатчиков , которые возможно модернизировать в цифровые , сэкономив значительные средства . Эти передатчики относятся Концерна РРТ и телекомпаниям .
5 . В связи с нарушением антимонопольного законодательства при определении провайдера цифрового телевидения в 2010 году отменить решением Нацсовета ее собственное решение 2010 о выдаче лицензий провайдера мультиплексов МХ- 1 , МХ- 2 , МХ -3 , МХ -5 компании « Зеонбуд » и провести повторный конкурс среди провайдеров.
6 . Обязать УГЦР и Нацсовет использовать методику , разработанную УНИИРТ по инициативе Независимой ассоциацией вещателей , для расчета маломощных цифровых частот , которые смогут использовать местные телекомпании для перехода на цифровое телевидение до выключения аналогового сигнала.
7 . Постановлением Верховной Рады создать Координационный комиссию по регулированию перехода на цифровое телевидение и подготовки Программы постепенного отключения аналогового телевидения. Согласно международной практике , срок параллельного вещания в аналоговом и цифровом режиме должен длиться не менее 1,8-2 лет. Программу постепенного отключения аналогового телевидения нужно начинать готовить немедленно и желательно принять ее как Закон Украины .
Если осуществить предложенные шаги , Украина имеет шанс перейти на цифру с наименьшими потерями как для телевизионного рынка , так и для телезрителей
Вот это хорошая новость - у многих, как и у меня есть телевизор с модулем DVB - T2 и кодировка каналов повлекла за собой как бы урезание возможности данных девайсов. Хоть и есть слот для модуля я принципиально его не покупал - о чём было мной заявлено в телефонном разговоре с представниками это преступной бандой с ООО « Зеонбуд » сразу же после введения кодировки.
Регіональні ТРК закликають Томенка і «Зеонбуд» негайно переглянути тарифи «Зеонбуду»
Регіональні телерадіокомпанії закликають негайно припинити дію чинних тарифів провайдера цифрового телебачення «Зеонбуд» і зробити все можливе для їх перегляду. З відповідним відкритим листом керівники регіональних ТРК звернулися до директора ТОВ «Зеонбуд» Віктора Галича і голови Комітету Верховної Ради з питань свободи слова та інформації Миколи Томенка. Під відкритим листом підписалися керівники ТРК «Чернівці», ТРК «Рівне-1», луцької ТРК «Аверс», ***сонської ТРК «ВТВ плюс», житомирського «Союз TV», тернопільського «TV-4». Вони закликають колег приєднуватися. Публікуємо текст відкритого листа, що надійшов на адресу «Телекритики»