Ассоциация HbbTV представила спецификацию для IPTV
Ассоциация HbbTV, глобальная инициативная группа, занимающаяся разработкой и популяризацией открытого стандарта для доставки широковещательных и широкополосных услуг на подключаемые телевизоры и сет-топ-боксы, подготовила и опубликовала окончательную версию спецификации для IPTV. Данная спецификация основана на использовании стандарта HbbTV 2.0. Новая спецификация, опубликованная ETSI под кодом TS 103 555, определяет, каким образом терминалы HbbTV (сет-топ-боксы и телевизоры) могут использоваться для работы с IPTV платформами. Спецификация выделяет и описывает два определённых типа терминалов. Первый – это терминал, предназначенный сугубо для работы с IPTV. Он имеет лишь IP-подключение, в нём отсутствует гнездо для подсоединения классической радио-антенны, а весь телевизионный контент получается исключительно через интернет-протокол. Второй тип – гибридный IPTV терминал, который имеет возможность, как IP-подключения, так и приёма вещательных программ классическим способом – то есть, из эфира. Такие терминалы способны переключаться с приёма контента, получаемого через IP, на приём контента, получаемого из эфира, без необходимости перезагрузки или даже прерывания работы HbbTV приложения. Представленная спецификация описывает то, каким образом аудиовизуальный контент, распространяемый через IPTV платформы, должен отображаться терминалами каждого из типов. В спецификации для этого определено три возможных варианта. Первый вариант состоит во включении контента в список каналов или услуг терминала; после чего данный контент может запускаться либо по выбору пользователя, либо через HbbTV-приложение для работы с вещательным контентом. Второй способ заключается в том, что HbbTV приложение запускает контент, используя потоковые технологии, такие как MPEG-DASH. Третий способ позволяет HbbTV-приложению управлять выбором каналов/услуг независимо от вещателя. «В Ассоциации HbbTV чрезвычайно рады возможности расширить круг устройств и служб, способных работать с технологией HbbTV, – говорит президент Ассоциации HbbTV Клаус Ильнер. – Мы также с огромным удовольствием можем заявить о том, что разработка данной спецификации стала возможной благодаря активному межотраслевому сотрудничеству». «Расширение спецификации HbbTV, позволяющее включить широкополосные сети в число источников получения программ, даёт нам возможность предоставлять услуги владельцам HbbTV-совместимых телевизоров, позволяя нам тем самым значительно расширить аудиторию пользователей услуг IPTV», – говорит руководитель отдела инноваций и анализа мнений пользователей в Telekom Deutschland Франк Лончевски.
Существенный толчок для для развития сектора OTT-видео в Индии
Просмотр видеоконтента в ОТТ в Индии в настоящее время имеет определенные преимущества в связи с развертыванием сетей 4G и снижением стоимости передачи данных, при этом расходы на цифровую рекламу должны увеличиться на 30,8% в период с 2016 по 2021 год. Ожидается, что расходы на мобильную рекламу и на социальные медиа, содержащие цифровую видеорекламу, вырастут соответственно на 50,9% и 40% в период с 2016 по 2021 год. Такой прогноз дается в отчете The Digital First, составленный компанией KPMG совместно с FICCI и LA Film Council Council. В настоящее время на видео приходится половина трафика данных в Индии, и к 2020 году она вырастет до 75%. Молодые индейцы теперь проводят около 4-х часов еженедельно за просмотром телевизионных программ и целых 28 часов за просмотром контента на мобильном устройстве, причем почти половина этого времени (45%) уделяется просмотру развлекательных программ, говорится в отчете. «В то время как обмен онлайн-видеороликами в социальных сетях и потребление короткого видеоконтента явились первой волной потребления данных, сейчас потребление продолжительного по времени контента показывает быстрый рост на фоне улучшенных возможностей для подключения и снижения затрат на передачу данных», - говорится в отчете.
В Испании число подписчиков на OTT превосходит число подписчиков на платное ТВ
В отчете IHS Markit было отмечено, что в Испании в течение 2016 года OTT-платформы пополнились большим числом подписчиков чем сервисы платного телевидения. Согласно данным в 2016 году появилось более полумиллиона дополнительных сетевых подписчиков на сервисы OTT и "видео по запросу" (VOD), а на сервисы платного ТВ - около 300 тысяч подписчиков. Несмотря на рост за последние два года, в Испании потребление платного ТВ гораздо ниже по сравнению с другими европейскими странами, так как более двух третей домов полагаются исключительно на бесплатное эфирное вещание в качестве варианта получения видеоразвлечений. В этой ситуации согласно докладу IHS Markit, представленному в BIT Experience в Мадриде, не высокий уровень проникновения платных телевизионных каналов привлек новых игроков, таких как Rakuten TV в 2012 году, Netflix в 2015 году и beIN Connect, HBO España и Amazon Prime Video в 2016 году. Менее месяца назад Sky запустил свою собственную ОТТ-платформу в стране. Рост конкуренции на слабо развитом рынке также привел к снижению доходов от видео на 15% в период с 2011 по 2016 год, отмечается в отчете от IHS Markit.
Италия: число пользователей OTT увеличилось на 18%
Число итальянцев, использующихся сервисами ОТТ, в июне 2017 года достигло 19,1 млн. человек, что на 2,9 млн. человек или на 18% больше чем в сентябре 2016 года. Это соответствует 58% итальянских интернет-пользователей старше 16 лет, по данным исследования онлайн-рынка видеоконтента в Италии, проведенного консалтинговой компанией EY. Большинство пользователей (17,7 млн.) имеют доступ к бесплатному OTT-контенту, в основном на YouTube, но половина из них также пользуется предлагаемыми ведущими итальянскими телевещателями платформами, такими как RaiPlay, Mediaset.it, DPlay и La7.it. Количество пользователей, которые платят за ОТТ-контент, составляет 4,3 миллиона. Самый популярный контент как для потребителей платного, так и для потребителей бесплатного ОТТ - фильмы и сериалы. Кроме того, 52% пользователей бесплатного OTT просматривают контент вне дома, и так же, вне дома, просматривают контент 30% потребителей платного ОТТ. Среди платформ платного OTT Netflix насчитывает 800 тысяч подписчиков, за ним следует TIM Vision (Telecom Italia) с 600 тысячами подписчиков, Infinity (Mediaset) с 300 тысячами подписчиков и NOW (Sky Italia) с 250 тысячами подписчиков. Пятый игрок (Amazon Prime) вышел на рынок в 2017 году.
OTT-сервис Wifire TV стал доступен для использования в web'е
Оператор NetByNet, дочерняя компания "МегаФона", объявила о расширении числа платформ, на которых доступен ее сервис Wifire TV. Теперь услугой можно воспользоваться в web'е. На запущенном под эти цели сайте будет доступна подписка на пакеты телеканалов, контент от Megogo, Amediateka, Volga, а также цифровое телевидение по модели SVOD и TVOD, говорится в сообщении NetByNet. "Теперь услуга Wifire TV доступна на всех платформах. Мы гордимся запуском сайта, так как появления нашего продукта в веб-версии давно ждали наши клиенты. Фактически мы взяли текущий функционал нашей ТВ-платформы и под ее возможности разработали сайт. Это позволило силами своей команды с минимальными доработками запустить новую витрину и существенно сократить затраты на разработку. Теперь пользоваться Wifire TV можно почти на любом мультимедиа-устройстве", — рассказал директор по бизнесу на массовом рынке NetByNet Андрей Егоров. Wifire был запущен еще в 2014 году и на момент старта предлагался на фирменных приставках, в приложении SmartTV/Android TV, на приставках Apple TV, в мобильных приложениях для iOS и Android. При запуске веб-платформы компания сделала ставку на действующих клиентов — пользователей домашнего интернета Wifire, и аудиторию цифровых абонентов, которые смотрят сериалы и фильмы со смартфона или компьютера. На данный момент запущена бета-версия веб-платформы, которая доступна пользователям через браузеры Chrome и Safari. По словам представителей компании, это откроет возможность на первом этапе охватить 70% аудитории абонентов Wifire TV. После завершения тестирования бета-версии услуга будет доступна и в других браузерах.
Формула 1 планирует запустить OTT-сервис в 2018 году
Формула 1 представила планы по запуску "живого" онлайн-потокового сервиса в 2018 году, а пока она пересматривает свои цифровые и телевещательные стратегии. В то время как этот вид спорта, ранее управляемый Берни Экклстоуном с осторожностью относился к внедрению новых платформ, новый владелец Liberty Media стремится широко использовать цифровые возможности, и потоковый сервис, осуществляющий трансляции гонок, будет развернут в начале следующего сезона. Коммерческий директор Формулы 1 Шон Братчес признал, что спорт должен обеспечить «сверх»-предложение, если он собирается в будущем привлечь больше зрителей. «У нас есть обязательства перед нашими болельщиками, скажем откровенно, они имеют право получить доступ к нашему контенту на тех средствах, на которых они хотят, - сказал он в интервью Autosport F1 Джонатану Ноблу. - Мы бы уклонились от исполнения своего долга, если бы пошли каким-то другим путем». По словам Братчеса, цель состоит в том, чтобы создать платформы на базе прямого доступа, которые привлекут поклонников и будут использовать активы Формулы 1 - будь то живые гонки, архивы или информация. Предложения "живого" OTT будут доступны только на рынках, с которыми не были ранее заключены сделки на телевизионные трансляции, что гарантирует эксклюзивность предлагаемого контента.
Netflix разместит облигации на $1,6 млрд для финансирования контента
Онлайн-кинотеатр Netflix планирует разместить очередной облигационный транш в размере $1,6 млрд (1,36 млрд евро) для финансирования производства и закупок контента. В следующем году Netflix планирует потратить на контент до $8 млрд. В связи с этим сервис вновь выходит на долговой рынок, при этом ставка по купону нового транша еще не объявлена. В следующем году Netflix, помимо сериалов и другого контента, планирует выпустить около 80 художественных фильмов. При этом аналитики высказывали опасения, что долговая нагрузка может оказаться для онлайн-кинотеатра чрезмерной, поскольку затраты на новый контент превышают возможности его монетизации. Объявленный транш – самый крупный. Три предшествующих облигационных транша в течение трех лет увеличили долг Netflix более чем на $1 млрд. В начале октября Netflix объявил о первом за два года повышении стоимости подписки в США и Великобритании.
Formula 1 планирует к 2018 году запустить OTT услугу
В компании Formula 1 озвучили планы, связанные с запуском в 2018 году потоковой интернет-платформы для онлайн трансляций. Данное решение является частью программы компании по реформированию своей стратегии в сфере работы с традиционными телерадиокомпаниями и цифровыми платформами. Во времена, когда Formula 1 находилась под управлением прежнего менеджера – Берни Экклстоуна – компания с огромной осторожностью относилась к возможности работы с новыми технологическими платформами. Новый же владелец компании – холдинг Liberty Media – настроен на активное использование возможностей, предоставляемых цифровыми медиа, и поэтому прямые потоковые трансляции с гонок будут доступны уже с началом следующего сезона. По мнению Шона Братчеса, занимающего должность коммерческого директора F1, компании следует запустить собственное OTT-предложение с целью привлечения в будущем широкой аудитории. По словам Братчеса, цель компании состоит в создании платформ, которые бы напрямую контактировали бы с пользователями, привлекая внимание болельщиков и опираясь на активы F1 – в частности, прямые трансляции заездов и архивные материалы и данные. OTT-служба с прямыми трансляциями будет доступна на тех рынках, где отсутствуют и не заключались ранее договоры о телетрансляциях, гарантирующие эксклюзивность материала.
Спутник является доминирующей технологией вещания платного телевидения в Мексике, в то время как сервисы на базе IP почти не проникают на рынок, по данным Instituto Federal de Telecomunicaciones (IFT). По данным отчета "Anuario Estadístico 2016" этого института, 61% мексиканских домов имел доступ к платному телевидению к концу 2016 года. Этот показатель один из самых высоких в Латинской Америке, он также превышает и показатель фиксированного широкополосного проникновения, поскольку высокоскоростной Интернет доступен только в 42% мексиканских домов. Что касается технологии IPTV, то она используется только в 2% от общего числа домашних хозяйств в Мексике, а это означает, что 3,2% домов с платным телевидением подписываются на сервисы на базе IP. Почти 60% подписок на платное ТВ - это подписки на сервисы на спутниковой платформе, что неудивительно, поскольку DTH-платформа Sky от Televisa является крупнейшей в стране. Остальные 38% подписываются на сервисы кабельного телевидения. Низкий уровень проникновения IPTV контрастирует с 15% подписок на сервисы на базе оптоволоконных (FTTH) сетей на рынке фиксированных широкополосных подключений, где по-прежнему доминируют технологии DSL. Что касается региональных различий внутри страны, то в отчете от IFT указывается, что наиболее высокие показатели уровня проникновения платного телевидения отмечаются в Керетаро и Кинтана-Роо (82%), а самые низкие - в Оахаке (44%), Кампече (38%) и Чьяпасе (34%).
Десятка лидеров OTT-рынка в США демонстрирует сильный рост в 2017 году
Агентство Parks Associates представило рейтинг OTT-игроков на рынке США. В первую тройку ожидаемо вошли Netflix, Amazon Prime и Hulu. Однако ряд других имен в первой десятке представляет особый интерес. Вслед за тройкой лидеров разместились по порядку MLB.TV, HBO Now, Starz, YouTube Red, Showtime, CBS All Access и Sling TV. По данным издания, проект HBO Now продемонстрировал особенный прогресс. YouTube Red входил в первую десятку в течение последнего года, а OTT-площадки премиальных каналов Showtime и Starz поднялись или только пришли в список. Сервис Sling TV сохранил сильный рост с 2016 года, а MLB и WWE продолжают лидировать в сегменте спорта - несмотря на то, что в общий рейтинг WWE не попал. “В то время первая тройка не оказалась сюрпризом, интересной историей за последний год оказался быстрый рост подписчиков видеосервисов HBO, Showtime и Starz, - отмечает аналитик Parks Associates Бретт Саппингтон (Brett Sappington). - Сочетание известного бренда и популярного оригинального контента стимулирует спрос на их предложения. Такие услуги, как Sling TV и Crunchyroll, по-прежнему демонстрируют сильный рост, но за последний год другие сервисы выросли даже быстрее”. Исследование показало, что онлайн-услуги платного ТВ также быстро растут, чему способствуют рекламные кампании в США. У них есть шанс попасть в первую десятку в следующем году, хотя сместить нынешних лидеров будет непросто - они являются признанными брендами, которые активно работают над расширением своих абонентских баз. Говоря о трендах, аналитики отмечают, что операторы и OTT-компании проводят совместные промо-акции, работают вместе при дистрибуции сервисов, формировании пакетов и решении других вопросов, связанных с контентом и повышением узнаваемости бренда. “Потребители имеют множество вариантов и все чаще объединяют несколько сервисов OTT, - заключает Саппингтон. - В результате партнерские отношения в пространстве OTT становятся все более распространенными, поскольку операторы, владельцы контента и поставщики услуг OTT каждый стремятся получить преимущество в привлечении абонентов и продвижении своих услуг”.
IPTV на базе волоконных сетей поглощает телекоммуникационный рынок Испании
За последний год IPTV удалось добиться доминирования на рынке платного ТВ Испании, в то время как волоконно-оптическая (FTTH) технология стала основной технологией для широкополосной передачи. К концу сентября 2017 года в стране было более шести миллионов активных FTTH-линий. Об этом говорят последние данные, опубликованные Comisión Nacional de los Mercados y la Competencia. С гибридным волоконно-коаксиальным кабелем (HFC) на оптоволоконные линии приходится 8,64 миллиона обращений, а это - более 60% широкополосного рынка. В то время как запрос на линии DSL продолжает снижаться, Telefónica Movistar занимает лидирующие позиции на разрастающемся опто-волоконном рынке, контролируя 3,3 миллиона активных линий FTTH. Показатели платного телевидения не так актуальны, но, по данным последнего отчета (декабрь 2016 года), рынок охватил 6,06 миллиона подписчиков, из которых 3,43 миллиона заплатили за IPTV-сервис. IPTV также стало краеугольным камнем конвергентных предложений телекоммуникационных компаний в Испании. Благодаря растущей волоконно-оптической сети (FTTH) операторы делают ставки на предложения Triple- и Quad-play для увеличения своих доходов.
Почти 45% шведов смотрят онлайн-видео ежедневно, что является высоким показателем по сравнению с другими рынками. Среди молодежи уровень охвата значительно выше, причем показатель возрастает до 60% среди 15-24-летних. Шведская консалтинговая компания Mediavision обнаружила, что две категории контента особенно популярны: высококачественные драматические сериалы на Netflix и HBO Nordic, в то же время пользовательский контент на сервисах, к каковым относятся YouTube и Twitch, был признан наиболее популярным в основном в категориях "игры" и "электронные виды спорта" (e-sports). Разница в потреблении онлайн-видео между возрастными группами со временем уменьшается. В настоящее время наиболее происходит достаточно быстрый переход от традиционного вещательного телевидения к онлайн-видео у представителей старшего возраста. Например, ежедневно в третьем квартале почти 30% шведов 55-74 лет смотрели онлайн-видео.
Телеканал "Русский экстрим" обвинил IPTV-оператора "Картина ТВ" в незаконной трансляции
Телеканал "Русский экстрим" инициировал возбуждение в Германии уголовного дела против зарубежного оператора русскоязычного интернет-телевидения "Картина ТВ" и его руководителя Андрея Рейха в рамках кампании по борьбе с пиратскими трансляциями. IPTV-оператор заявляет, что речь идет о тестовом вещании и ситуация не так однозначна. "Поводом для судебного разбирательства явилось то обстоятельство, что "Картина ТВ" на протяжении нескольких лет занималась пиратской трансляций телеканала "Русский экстрим", и теперь, в соответствии с этим, на территории Германии ведется следствие, результаты которого будут переданы в суд", - говорится в сообщении телеканала. Телеканал обещает, что в ближайшее время на тех же основаниях уголовное дело против руководства "Картина ТВ" будет возбуждено на территории РФ. Руководитель Kartina Digital GmbH (бренд "Картина ТВ") Андрей Рейх в свою очередь заявил, что ситуация не так однозначна. По его словам, с 2012 по 2013 годы оператор транслировал "Русский экстрим" по контракту, за 2 тысячи евро в месяц. По истечении контракта вещатель решил поднять цену, но оператора это не устроило, и их отношения прекратились. В 2016 году руководство "Русского экстрима" якобы захотело возобновить сотрудничество. "Мы условились о тестовом вещании – после этого, по итогам теста, договорились вернуться к вопросу цены и другим деталям сотрудничества. Это принципиальный момент – к нам по два канала в неделю обращается еженедельно, мы не знаем их потенциала и рейтингов, должны оценить качество контента и их привлекательность для абонентов, ценность для пакета и стоимость, о которой мы можем говорить с правообладателем. К сожалению, мы не получили соответствующей бумаги от канала. Но больше звонков нам не поступало в течение полугода. И все это время канал транслировался в тестовом режиме без заключенного контракта", - рассказал Рейх. Через полгода, добавил руководитель "Картина ТВ", компания получила от юристов телеканала требование прекратить его трансляцию, что и сделала. "Однако еще позднее мы получили еще письмо от этого же адвоката с приглашением на переговоры с господином Челядиновым в Берлин. Мы приехали в Берлин и встретились с владельцем канала – с готовностью продолжить сотрудничество. Однако он заявил, что поскольку у нас нет контракта, мы должны заплатить компенсацию 800 тысяч евро компенсации за полгода его вещания. Мы, разумеется, не считаем эту сумму хоть сколько-нибудь близкой к тому, что готовы заплатить за канал, находящийся на 110-м месте в пакете по телесмотрению ["Картина ТВ" использует IPTV-технологии и проводит RPD-замеры телесмотрения каналов – примечание редакции]. Поэтому мы готовы были заплатить за все эти месяцы суммы, сопоставимые с предыдущими фиксированными выплатами. Такой вариант господина Челядинова не устроил, и он на весьма повышенных тонах обещал нам проблемы. Это была наша последняя встреча, после чего я не получал никаких писем, - сообщил Рейх. Kartina TV работает на мировом рынке интернет-телевидения с 2008 года, располагая офисами в Великобритании, Германии, США и Израиле. Контент видеосервиса предназначен для русскоговорящей аудитории за рубежом. Подписчикам предлагается доступ более чем к 100 российским телеканалам. Около 50% клиентской базы компании составляют жители Германии, и там же находится основной центр обслуживания клиентов. От редакции заметим, что разговоры о незаконных трансляциях европейским IPTV-оператором ведутся уже достаточно давно, однако ни одно дело до суда пока доведено не было. Например, летом 2015 года в нелегальном распространении контента компанию обвинял Первый канал. Немецкая полиция провела в офисах Kartina TV обыски по подозрению в нарушении компанией авторских прав – якобы у провайдера не было лицензионных соглашений с правообладателями контента и, соответственно, не было разрешения на его трансляцию. А в начале 2016 года стало известно, что видеосервис стал партнером Первого канала. Добавим, что в рамках подготовки публикации об операторе и его взаимоотношениях с вещателями редакция проводила опрос среди вещателей - оказалось, что на тот момент у всех правообладателей, чьи каналы транслировались в пакете "Картина ТВ", заключены с оператором лицензионные договоры. Таким образом, суд по авторским правам с "Русским экстримом" может стать первым прецедентом. Или не стать.
Онлайн-кинотеатр Okko в рамках промо-кампании «Добро пожаловать в UltraHD HDR» даст возможность покупателям новых моделей телевизоров Samsung бесплатно посмотреть несколько фильмов в формате сверхвысокого разрешения из своей библиотеки. В пресс-релизе Okko говорится, что покупатели телевизоров Samsung линейки UHD получат возможность посмотреть 5 любых фильмов из коллекции; те, кто выбрал модели линеек Premium UHD/SUHD, — 10 фильмов; а новые владельцы QLED-телевизоров — 15 фильмов. Кроме того, покупатели FHD и UHD-телевизоров получат в подарок 90 дней подписки на пакет «Оптимальный», включающий в себя более 4000 фильмов в качестве FullHD; а SUHD и QLED моделей – 180 дней подписки. Генеральный директор Okko Иван Гродецкий утверждает, что в возглавляемый им онлайн-кинотеатр — единственный в России, где есть голливудский контент в качестве UHD HDR. «На сегодняшний день лишь несколько компаний в мире могут его транслировать, в основном это лидеры индустрии такие, как Amazon, Netflix», — говорит Иван Гродецкий. Он также добавляет, что формат UHD HDR является трендом развития рынка видео по запросу.
Как потребители в Европе и США смотрят ОТТ-видео на телеэкране
По данным S&P Global Market Intelligence, подавляющее большинство интернет-домохозяйств смотрит видео из онлайн на своих домашних телевизорах. Тем не менее потребители предпочитают по-разному использовать свои устройства для просмотра онлайн-видеоконтента на телевизоре. Привычки потребителей существенно различаются в Европе и США. В Европе потребительские предпочтения естественным образом меняются в зависимости от государства. Например, опросы показали, что большинство потребителей (56%) в Польше передают онлайн-видео со своего ПК на телевизор, и только 29% используют ПК для подключения к телевизору в Великобритании. Smart TV телевизор с прямым подключением к Интернету - еще один популярный способ просмотра ОТТ-видео на телевизоре. В Польшe данный способ также лидирует - 37% интернет-домохозяйств сообщают, что они используют свой Smart TV телевизор для просмотра онлайн-видео. И только 18% интернет-домохозяйств прибегают к такому способу во Франции. Гораздо меньший процент потребителей в Европе использует игровую консоль, проигрыватель Blu-ray или SMP для доставки онлайн-контента на телевизор. Использование специализированных телевизионных приставок (STB) распространено в Великобритании (31%), но данное устройство почти не используется в Польше (6%). В США потребители, как правило, используют широкий спектр подключаемых к Интернету устройств для просмотра онлайн-видео на телевизоре. В 2017 году американские домохозяйства, подключенные к интернету, по всей вероятности, использовали для просмотра онлайн-видео на телевизоре Smart TV телевизор, Blu-ray-плеер, SMP или телевизионную приставку для приема платного ТВ. За последние два года данные показывают значительный рост использования Smart TV телевизоров, Blu-ray-плееров и SMP. Важное различие между домохозяйствами в США и европейскими домохозяйствами состоит в том, что США в среднем на одно домохозяйство приходится от двух до трех телевизоров, в то время как у немногих семей в Европе имеется больше одного телевизора.